Домен как актив компании: что важно знать о регистрации доменного имени и товарных знаках
Доменное имя сегодня – это не просто адрес сайта в сети Интернет. Домен как уникальный идентификатор компании имеет самостоятельную маркетинговую ценность и является, по существу, одним из важнейших нематериальных активов компании в сети. Доменное имя упоминается в рекламе, используется в адресах корпоративной почты и, как результат, прочно ассоциируется у потребителей с компанией в целом и ее брендом.
Но может ли администратор быть уверен в защищенности своих интересов сразу же после регистрации домена? В чем тогда причина пресловутых доменных споров, которые все чаще на слуху? И как защитить ваш домен от посягательств третьих лиц?
Зарегистрированный домен – еще не совсем “собственность” администратора.
Доменное имя не является охраняемым объектом интеллектуальной собственности. Таким образом, регистрация домена как такового отнюдь не означает, что права администратора на этот домен никто не оспорит. Получается, что вы берете домен как бы “в аренду”, не получая непосредственных прав на доменное имя второго уровня как совокупность цифр, букв и знаков препинания. Такие исключительные права можно получить, только зарегистрировав товарный знак.
В соответствии с определением Гражданского кодекса РФ, товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Под обозначением здесь понимаются слово, изображение или их сочетания. Таким образом, в качестве товарного знака могут быть зарегистрированы логотип, слоган, наименование продукта и, безусловно, доменное имя.
По существу, доменное имя - это частный случай словесного товарного знака. Зарегистрировав свои права на доменное имя в качестве товарного знака, вы получаете возможность запрещать третьим лицам использование похожих слов и словосочетаний, и получаете эффективный инструмент борьбы с любителями копипастить успешные чужие проекты.
Товарный знак, однако, полезен не только для того, чтобы карать нарушителей ваших интересов. Вместе со свидетельством о государственной регистрации товарного знака вы получаете недвусмысленное подтверждение вашей собственной добросовестности - того факта, что вы по чистой случайности не нарушили ничьи права на ранее зарегистрированные знаки.
Кейс “АРТИМЕДА”Потерять домен и выплатить компенсацию может и вполне добросовестное юридическое лицо, если его владельцы не проверили заранее факт существования схожих товарных знаков. В судебной практике можно найти немало примеров таких споров. При этом владелец товарного знака запросто может находиться в другом регионе или даже в другой стране - и вы просто ничего не будете о нем знать. Так, в 2013 году ООО “АРТИМЕДА” (Благовещенск) купило домен artimeda-ufa.ru. А в 2014 году ЗАО “Пластида” (Москва), владеющее товарным знаком “АРТИМЕДА”, опротестовало регистрацию домена в суде. Суд вынес решение об аннулировании регистрации доменного имени и взыскании с ООО “АРТИМЕДА” компенсации в размере 250 000 рублей.
По существу, это похоже на ситуацию с производством каких-нибудь физических изделий и патентами. Вы вполне можете производить новый прибор (владеть доменом) и продавать его на широком рынке, не оформляя патент на изобретение (не регистрируя товарный знак) и вообще не задумываясь о том, что такое патент. Но может случиться так, что кто-то получил патент на прибор раньше, чем вы начали его производить - тогда ваше производство де-факто и де-юре вне закона.
Поэтому до того, как зарегистрировать домен, всегда целесообразно проверить, не владеет ли кто-нибудь правами на такой же товарный знак. Для этого в Правилах регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ даже предусмотрен специальный пункт 3.1.4, гласящий, что «в целях предотвращения возможных нарушений пользователю рекомендуется перед подачей заявки убедиться в отсутствии сходных с регистрируемым доменным именем товарных знаков, фирменных наименований, другой интеллектуальной собственности, наименований некоммерческих организаций и государственных органов».
Чтобы сделать такую проверку быстро и бесплатно, можно воспользоваться нашим поиском по товарным знакам. Поиск ищет прямые совпадения и вхождения анализируемого домена второго уровня в ранее зарегистрированные товарные знаки.
Однако, будьте внимательны - такая проверка не дает 100% гарантий того, что никто и никогда не предъявит к вам претензий. Например, если вы будете проверять домен sa-sung, система не выдаст вам SAMSUNG. И вполне правильно - возможно, вы действительно представляете бренд спортивной одежды SASUNG. Зато когда вы решите притвориться официальным дилером корейского гиганта на таком домене “с опечаткой” - последствия могут быть самые неприятные.
Почему неприятные и какие именно - читайте далее.
Зарегистрировать
свой товарный знак вы можете здесь.