База знаний
Товарные знаки Хотите задать вопрос?

Франшиза и лицензионный договор: основные отличия

Ранее мы писали о том, что такое лицензионный договор и договор франчайзинга. Иногда у предпринимателя возникает вопрос, какой договор нужно заключить в том или ином случае, незнание ответа на этот вопрос и нежелание разбираться может привести к пустой трате средств. Рассказываем в чем основное сходство и различие этих договоров.

Что такое франшиза и лицензионный договор?

Договор франчайзинга (коммерческой концессии) —  разрешение на использование товарного знака в предпринимательской деятельности, в том числе с использованием названия, фирменного стиля компании, секрета производства. 

Лицензионный договор — это предоставление права пользования товарным знаком (интеллектуальной собственностью) в обозначенных условиях договора. Например, приобретатель может его использовать при маркировке своей продукции. Лицензия может быть как исключительной (передается одному лицензиату), так и неисключительной (право использования товарного знака передается нескольким лицензиатам).

Если вы еще не решили какой договор подходит под ваши цели, то напишите нам. Мы проконсультируем вас, составим необходимый договор и отправим в Роспатент.


Франшиза и лицензия: сходство и различие 

Что объединяет:

  • в обоих вариантах передается право на использование интеллектуальной собственности;
  • договоры регистрируются в Роспатенте и примерно за одинаковое время;
  • возмездная основа (сумма определяется лицензиатом или франчайзером);
  • правообладатели, передавая право использования не лишаются прав на интеллектуальную собственность;
  • лицензиар и франчайзер могут получать роялти - регулярное отчисление за использование интеллектуальной собственности, бизнес-инструментов и так далее (прописывается в договоре);

Основные отличия:

  • приобретатели франшизы только предприниматели и юридические лица, а в лицензионном договоре также могут быть НКО и физические лица (исключение - лицензионный договор о передаче прав на товарный знак не может быть заключен с физическим лицом);
  • лицензионный договор заключается для передачи прав только на результаты интеллектуальной деятельности, в то время как франшиза предполагает более обширные варианты – открытие бизнеса под брендом правообладателя с готовым бизнес-планом, информационной поддержкой, обучением сотрудников и т.д.;
  • в случае лицензионного договора объект как правило один, в то время как по договору коммерческой концессии всегда передается комплекс исключительных прав, в составе которого должен быть товарный знак; 
  • франчайзер несет дополнительную ответственность за качество продукта (услуги) франчайзи. Если эти товары (услуги) не соответствуют ожиданиям потребителя, а сам партнер отказывается удовлетворить требования клиента, то ответственность ложится на франчайзера, при лицензионном договоре такой ответственности не предусмотрено.

Какой из этого можно сделать вывод? Если вы хотите запустить полноценный бизнес «под крылом» существующего бренда с готовым бизнес-планом, маркетинговыми инструментами, обучением сотрудников, то вам нужен договор франшизы, а если вы развиваете собственный и хотите, к примеру, выпустить продукт с маркировкой чужого товарного знака, то вам подходит лицензионный договор. Для правообладателей товарного знака оба варианта помогут расширить свое дело, увеличить узнаваемость бренда, получить дополнительную прибыль. 

Остались вопросы? Задайте их нам.

Похожие статьи:
В июне 2024 года было объявлено о начале разработки нормативного документа, который предусматривает повышение государственных пошлин за регистрацию товарного знака. В середине сентября соответствующее...
Товарные знаки
Как изменятся госпошлины за регистрацию товарного знака?
Надо понимать, что самое эффективное средство защиты своего бизнеса — юридическое оформление объектов интеллектуальной собственности в установленном законом порядке. Товарный знак службы доставки следует...
Товарные знаки
Как службе доставки защитить свой бизнес?
Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно. Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на...
Товарные знаки
Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
Регистрация товарного знака необходима, чтобы обезопасить свое дело от конкурентов и «патентных троллей». Если какая-нибудь фирма незаконно использует ваш бренд, то вы сможете не только пресечь эти действия, но и...
Товарные знаки
Как антикварному магазину защитить свою интеллектуальную собственность
Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака дает вашему бизнесу сразу несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, защищает дело от патентных троллей и от ушлых конкурентов. Вы сможете вкладывать...
Товарные знаки
Почему похоронному бюро нужен товарный знак
В российском праве к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио- или видеопрограмма, кинохроникальная программа. Также в этот список...
Товарные знаки
Как СМИ защитить свою интеллектуальную собственность
Если вы хотите успешно развиваться, расширять регионы своего присутствия и не бояться патентных троллей и агрессивных конкурентов, то вам необходимо оформить собственный товарный знак в Роспатенте. Регистрация...
Товарные знаки
Как ортопедическому салону защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Оглавление Что такое товарный знак Виды товарных знаков Для чего регистрировать Как использовать зарегистрированный товарный знак Что еще нужно знать про товарный знак Внесение в ТРОИС Передача прав на...
Товарные знаки
Что нужно знать про товарный знак: все аспекты в одной статье
Издательство может защитить свою интеллектуальную собственность, зарегистрировав в Роспатенте необходимые товарные знаки, промышленные образцы и программы для ЭВМ. А можно примеры уже зарегистрированных брендов?...
Товарные знаки
Как издательству защитить свою интеллектуальную собственность
О конфискации речи не идет, но могут «заморозить» ряд прав собственников брендов. В некоторых недружественных зарубежных юрисдикциях такие санкции применили к российским компаниям и их интеллектуальной...
Товарные знаки
Могут ли у меня конфисковать товарный знак за рубежом?
International Standard Name Identifier (ISNI) — это единая международная система идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности. Простыми словами — это реестр и платформа для создателей различного...
Товарные знаки
Какую пользу приносит внесение фамилии и имени или псевдонима в ISNI?
Как и любая другая компания, кадровое агентство может защитить в Роспатенте любую свою интеллектуальную собственность, получив патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также свидетельства на...
Товарные знаки
Как кадровому агентству защитить свою интеллектуальную собственность
Финансово успешный бизнес всегда основывается на узнаваемом бренде. Энергичное развитие имеющегося проекта предполагает необходимость регистрации товарного знака в Роспатенте. Это защищает дело от возможных...
Товарные знаки
Почему языковым курсам нужен товарный знак?
Зарегистрированный товарный знак необходим клининговой компании, стремящейся к активному расширению и защите своей интеллектуальной собственности. Зарегистрированный в Роспатенте бренд позволит: Например,...
Товарные знаки
Почему клининговой компании нужен товарный знак
Собираетесь развивать свое дело, помогая людям лучше видеть? Тогда вам необходимо зарегистрировать собственный товарный знак. Это убережет ваше предприятие от недобросовестных конкурентов и патентных троллей,...
Товарные знаки
Как оптике защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Зарегистрированный в Роспатенте бренд ателье по пошиву одежды защитит ваше дело от конкурентов и «патентных троллей». Вы сможете вкладывать дополнительные деньги в расширение, не опасаясь «перехвата» своего...
Товарные знаки
Почему ателье по пошиву одежды нужен товарный знак?
Развитие любого бизнеса предусматривает необходимость учета ряда юридических моментов. Одним из них является защита интеллектуальной собственности. Руководство автосервиса может зарегистрировать товарный знак,...
Товарные знаки
Как автосервису защитить свою интеллектуальную собственность
Оградить свое дело — в данном случае кондитерскую — от вероятных претензий других коммерсантов возможно, зарегистрировав оригинальный товарный знак предприятия в Роспатенте. Подобное юридическое оформление...
Товарные знаки
Как защитить кондитерскую с помощью товарного знака?
К сожалению, все не так просто. То, что Вы уже работаете с этим названием на рынке, к сожалению, не мешает другим зарегистрировать такое же название на себя. Так как права на знак закрепляются за Вами только после...
Товарные знаки
Зачем регистрировать товарный знак, если компания уже фигурирует на рынке с ним много лет?
Если вы хотите развиваться в сфере типографских услуг, открывать новые подразделения в других регионах (в том числе по франшизе), вкладывая дополнительные средства в рекламную раскрутку онлайн и оффлайн, то...
Товарные знаки
Нужен ли типографии или копировальному центру товарный знак?
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!