Франшиза и лицензионный договор: основные отличия
Ранее мы писали о том, что такое лицензионный договор и договор франчайзинга. Иногда у предпринимателя возникает вопрос, какой договор нужно заключить в том или ином случае, незнание ответа на этот вопрос и нежелание разбираться может привести к пустой трате средств. Рассказываем в чем основное сходство и различие этих договоров.
Что такое франшиза и лицензионный договор?
Договор франчайзинга (коммерческой концессии) — разрешение на использование товарного знака в предпринимательской деятельности, в том числе с использованием названия, фирменного стиля компании, секрета производства.
Лицензионный договор — это предоставление права пользования товарным знаком (интеллектуальной собственностью) в обозначенных условиях договора. Например, приобретатель может его использовать при маркировке своей продукции. Лицензия может быть как исключительной (передается одному лицензиату), так и неисключительной (право использования товарного знака передается нескольким лицензиатам).
Если вы еще не решили какой договор подходит под ваши цели, то напишите нам. Мы проконсультируем вас, составим необходимый договор и отправим в Роспатент.
Франшиза и лицензия: сходство и различие
Что объединяет:
- в обоих вариантах передается право на использование интеллектуальной собственности;
- договоры регистрируются в Роспатенте и примерно за одинаковое время;
- возмездная основа (сумма определяется лицензиатом или франчайзером);
- правообладатели, передавая право использования не лишаются прав на интеллектуальную собственность;
- лицензиар и франчайзер могут получать роялти - регулярное отчисление за использование интеллектуальной собственности, бизнес-инструментов и так далее (прописывается в договоре);
Основные отличия:
- приобретатели франшизы только предприниматели и юридические лица, а в лицензионном договоре также могут быть НКО и физические лица (исключение - лицензионный договор о передаче прав на товарный знак не может быть заключен с физическим лицом);
- лицензионный договор заключается для передачи прав только на результаты интеллектуальной деятельности, в то время как франшиза предполагает более обширные варианты – открытие бизнеса под брендом правообладателя с готовым бизнес-планом, информационной поддержкой, обучением сотрудников и т.д.;
- в случае лицензионного договора объект как правило один, в то время как по договору коммерческой концессии всегда передается комплекс исключительных прав, в составе которого должен быть товарный знак;
- франчайзер несет дополнительную ответственность за качество продукта (услуги) франчайзи. Если эти товары (услуги) не соответствуют ожиданиям потребителя, а сам партнер отказывается удовлетворить требования клиента, то ответственность ложится на франчайзера, при лицензионном договоре такой ответственности не предусмотрено.
Какой из этого можно сделать вывод? Если вы хотите запустить полноценный бизнес «под крылом» существующего бренда с готовым бизнес-планом, маркетинговыми инструментами, обучением сотрудников, то вам нужен договор франшизы, а если вы развиваете собственный и хотите, к примеру, выпустить продукт с маркировкой чужого товарного знака, то вам подходит лицензионный договор. Для правообладателей товарного знака оба варианта помогут расширить свое дело, увеличить узнаваемость бренда, получить дополнительную прибыль.
Остались вопросы? Задайте их нам.