Иконки приложений как товарный знак
Широкое распространение смартфонов (в 2021 году — более 5 млрд штук среди всего населения планеты) привело к тому, что иконки приложений теперь стали играть большую роль во взаимоотношениях между потребителями и брендами.
Российский Гражданский Кодекс позволяет зарегистрировать иконку как товарный знак. Однако для этого необходимо соблюсти несколько условий:
- Предлагаемое обозначение не должно относиться к общеупотребительным («Шашечки — такси», «P — парковка», «Красный крест — больница» и так далее);
- Вводить потребителя в заблуждение.
Идеальный бренд-иконка, по мнению специалистов Всемирной организации интеллектуальной собственности, выглядит так:
- Отличительный знак имеет определенную оригинальную (в том числе цветовую) нотку (типовизация не допускается);
- При этом желательно не использовать заглавные буквы своих сервисов.
Эксперты ВОИС рекомендуют бизнесменам:
- Старайтесь оперативно меняться, предвосхищая технологические инновации;
- Пользуйтесь уже раскрученным логотипом для лучшей идентификации себя.
Примеры иконок, зарегистрированных в российской и зарубежной юрисдикциях.
Компаниями, которые стараются активно защищать свои правовые интересы в данной области, считаются Apple, Telegram и Сбербанк.
Apple в течение последних десяти лет последовательно патентовала изображения иконки приложений для создания фотографий, карт, ПО для коммуникации между учителями и учениками.
«Иконка» Telegram, созданного Павлом Дуровым, зарегистрирована в Роспатенте, как, впрочем, и изображение «Сбербанк Онлайн».
А судебные споры по поводу иконок в маркетплейсах уже были?
Да. В 2012-2014 годах ОАО «РЖД» подало в суд на Apple. Железнодорожники требовали компенсации за размещение в AppStore ПО, иконка которого незаконно содержала зарегистрированное изображение РЖД вместе с логотипом. Суд отказал в требованиях, но Apple удалила проблемное программное обеспечение из своего магазина.
Еще о трех случаях судебных споров пишут в сборниках научных конференций. Там указывается, что Google Play автоматизировано заблокировал сразу несколько приложений, так как в иконке одного из них использовалось слово Tetris (оно является зарегистрированным товарным знаком), в других — разработчик «включил» в свое приложение упоминание «Яндекса» (подобные иконки были квалифицированы как попытки мимикрировать под российский интернет-сервис).
Были ли случаи, когда бренд известен, а иконку не регистрируют?
Такое было с YouTube и Samsung.
Изображение YouTube знает каждый. Компания затратила на маркетинговое продвижение своего приложения миллиарды долларов. Однако все это никак не повлияло на апелляционную коллегию ЕС, которая отказала в регистрации иконки как товарного знака из-за того, что предлагаемый к регистрации бренд — это обычный значок play.
Что касается Samsung, то в патентном ведомстве не зарегистрировали иконки, которые прямо указывали на вид товара (VR — виртуальная реальность) или на его назначение (джойстик).
Зарегистрировать свой товарный знак вы можете здесь.