Журнал
8 800 700-55-29
Товарные знаки15 марта 2023

Иконки приложений как товарный знак

12 минут

12 минут

Широкое распространение смартфонов (в 2021 году — более 5 млрд штук среди всего населения планеты) привело к тому, что иконки приложений теперь стали играть большую роль во взаимоотношениях между потребителями и брендами.

Российский Гражданский Кодекс позволяет зарегистрировать иконку как товарный знак. Однако для этого необходимо соблюсти несколько условий:

  • Предлагаемое обозначение не должно относиться к общеупотребительным («Шашечки — такси», «P — парковка», «Красный крест — больница» и так далее);
  • Вводить потребителя в заблуждение.

Идеальный бренд-иконка, по мнению специалистов Всемирной организации интеллектуальной собственности, выглядит так:

  • Отличительный знак имеет определенную оригинальную (в том числе цветовую) нотку (типовизация не допускается);
  • При этом желательно не использовать заглавные буквы своих сервисов.

Эксперты ВОИС рекомендуют бизнесменам:

  • Старайтесь оперативно меняться, предвосхищая технологические инновации;
  • Пользуйтесь уже раскрученным логотипом для лучшей идентификации себя.

Примеры иконок, зарегистрированных в российской и зарубежной юрисдикциях.

Компаниями, которые стараются активно защищать свои правовые интересы в данной области, считаются Apple, Telegram и Сбербанк.

Apple в течение последних десяти лет последовательно патентовала изображения иконки приложений для создания фотографий, карт, ПО для коммуникации между учителями и учениками.

«Иконка» Telegram, созданного Павлом Дуровым, зарегистрирована в Роспатенте, как, впрочем, и изображение «Сбербанк Онлайн».

А судебные споры по поводу иконок в маркетплейсах уже были?

Да. В 2012-2014 годах ОАО «РЖД» подало в суд на Apple. Железнодорожники требовали компенсации за размещение в AppStore ПО, иконка которого незаконно содержала зарегистрированное изображение РЖД вместе с логотипом. Суд отказал в требованиях, но Apple удалила проблемное программное обеспечение из своего магазина.

Еще о трех случаях судебных споров пишут в сборниках научных конференций. Там указывается, что Google Play автоматизировано заблокировал сразу несколько приложений, так как в иконке одного из них использовалось слово Tetris (оно является зарегистрированным товарным знаком), в других — разработчик «включил» в свое приложение упоминание «Яндекса» (подобные иконки были квалифицированы как попытки мимикрировать под российский интернет-сервис).

Были ли случаи, когда бренд известен, а иконку не регистрируют?

Такое было с YouTube и Samsung.

Изображение YouTube знает каждый. Компания затратила на маркетинговое продвижение своего приложения миллиарды долларов. Однако все это никак не повлияло на апелляционную коллегию ЕС, которая отказала в регистрации иконки как товарного знака из-за того, что предлагаемый к регистрации бренд — это обычный значок play.

Что касается Samsung, то в патентном ведомстве не зарегистрировали иконки, которые прямо указывали на вид товара (VR — виртуальная реальность) или на его назначение (джойстик). 

Зарегистрировать свой товарный знак вы можете здесь.