Как автодилерам защитить свою интеллектуальную собственность
Как и все остальные бизнесмены, компании, занимающиеся продажей автомобилей, могут защитить свой бренд путем регистрации его в Роспатенте. Схема оформления документов подробно представлена здесь. Единственное — учитывайте, что при подаче материалов надо выбрать «правильный» МКТУ.
Каковы риски регистрации не с тем МКТУ?
Основные последствия — судебные споры между фирмами с «однотипными» брендами. В 2008 году «РБК-Daily» рассказывал о конфликте между двумя автодилерами, пользующимися общим наименованием «Автомир». Одна из сетей работала по франшизе в Санкт-Петербурге с конца 90-хх годов, зарегистрировавшись в Роспатенте по МКТУ — сферы аукционной торговли и крепежа для номерных знаков, вторая, победив франчайзера из Иваново в суде, только входила на рынок СПб.
Отметим, что в этом противостоянии участвовала даже Федеральная антимонопольная служба (которая наложила на одного из участников штраф в 25 млн рублей за неправомерное, на ее взгляд, использование бренда). Финансовую санкцию удалось отменить позже: питерский «Автомир» признали занимающимся исключительно аукционной деятельностью. В результате в Северной столице стали работать две фирмы с аналогичными наименованиями.
На что еще обратить внимание автодилерам при раскрутке своего проекта?
Им необходимо регистрировать не только бренд, но и внимательно следить за оформлением правовой документации со своими контрагентами. Если торговать (и, соответственно, рекламировать) реализуемые товары без соглашения, то можно нарваться на штраф по статье 14.10 КоАП РФ (Решение от 20 февраля 2014 г. по делу № А53-828/2014).
Кроме того, правообладатель всегда может потребовать изъять используемый товарный знак из оборота, удалив его на сайте и из вывесок на улице, выплатить компенсацию.
Когда суд защитит автодилеров?
Если субъект, заявляющий о нарушении прав, ведет себя недобросовестно: сферы деятельности истца и ответчика не совпадают, а оспариваемые материалы размещены исключительно для информирования клиентов (Решение от 26 октября 2020 г. по делу № А55-7616/2020).
Зарегистрировать свой товарный знак вы можете здесь.