Как блогеру защитить свою интеллектуальную собственность
Блогер в контексте российского законодательства – это человек, создающий контент на определенной площадке (см. напр.: письмо ФНС России от 16.06.2021 N БС-4-11/8412@).
Контент и сопряженные с ним вещи (товарный знак; группы в соцсетях как базы данных) требуют обязательной юридической защиты.
Как обезопасить свой контент?
1. Не забывайте добавлять водяные знаки к фото и видео.
2. Под каждым постом обязательно проставляйте знак охраны авторского права.
3. Напишите и опубликуйте правила пользования сайтом. В них предупредите всех читателей об ответственности за использование материалов без надлежащего разрешения.
Примеры из практики. Один из блогеров последовательно в течение 2010-2020 годов обращался в суды разных уровней с требованием взыскать с нарушителей (чаще всего — СМИ, которые использовали его фотографические произведения) материальные компенсации. Суммы дифференцировались в зависимости от общественной опасности совершенного нарушения, экономического положения издания и факта повторности.
При рассмотрении подобных дел правоприменитель всегда оценивал, соответствует ли требованиям ГК РФ и Закона «О СМИ» копирование блогерской фотографии? Если издание «срезало» имя и фамилию автора, удалив водяные знаки, то в этом случае должно быть возмещение нарушенного права (Решение от 6 декабря 2017 г. по делу № А40-119913/2016). В обратной ситуации — когда ссылка на первоисточник дана, СМИ воспользовались материалами для удовлетворения общественной потребности в обсуждении определенной проблемы, а объем заимствованных материалов оправдан целями использования — компенсация не выплачивается (см. например: Постановление от 30 августа 2017 г. по делу № А40-5830/2017).
Что еще может сделать блогер?
1. Зарегистрировать в Роспатенте свои идентификационные данные как товарный знак (примеров много: Анастасия Ивлеева, Хабиб Нурмагомедов, Влад А4). Соответственно, использование указанных ФИО в коммерческой деятельности третьих лиц может быть приостановлено по иску правообладателей.
2. Получив исключительные права на дизайн одежды по договору, блогер вправе заблокировать все остальные ресурсы, незаконно распространявшие подобные товары (определение Московского городского суда от 9 сентября 2022 г. по делу № 2и-10402/2022 — в формате обеспечительных мер ограничили доступ к ссылкам, так как на сайтах продавались мерчи с элементами графического произведения, права на которые принадлежали юрлицу блогера).
3. Теоретически (ориентируясь на позицию Суда по интеллектуальным правам — Постановление СИП от 7 марта 2014 г. N С01-114/2013, которую, к сожалению, не всегда поддерживают арбитражные суды и суды общей юрисдикции) — основатели группы блогера в соцсетях могут претендовать на оформление указанного сообщества как базы данных.
Зарегистрировать свое имя в качестве товарного знака вы можете здесь.