Как и зачем можно продать товарный знак?
Товарный знак – это почти как недвижимость. Требует юридического оформления, поддержки и регулярного использования. Взамен вы получаете уютный дом и «стены, которые защищают». Как и в случае с домом, одним из вариантов его использования является продажа (или покупка, смотря с какой стороны посмотреть). Давайте вместе разберемся, как можно передать права на товарный знак, как это правильно сделать и в каких случаях это возможно.
Вначале вспомним, что такое товарный знак. «Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Товарные знаки бывают словесными, изобразительными или комбинированными (подробнее про их виды можно почитать в отдельной статье). А еще – это нематериальный актив, который можно поставить на баланс предприятия.
ГК РФ сообщает, что продажа товарного знака – это передача всех прав на него другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Почему мы говорим «товарный знак», а не бренд? Бренд не является юридической категорией, так что продать или купить его нельзя, в отличие от товарного знака.
Из чего складывается первоначальная стоимость?
Если вы хотите продать или купить товарный знак, то перед вами неизбежно встанет вопрос стоимости. Стоимость товарного знака складывается из затрат на его создание и государственную регистрацию. Помимо этого на стоимость влияют другие факторы. В процессе предпринимательской деятельности товарный знак становится не просто «средством индивидуализации», а вырастает в нечто большее. Товарный знак обрастает комплексом ассоциаций, эмоций, представлений и ценностных характеристик о продукте или услуге, сложившийся в сознании потребителей, то есть приобретает особую ценность. Стоимость такого раскрученного товарного знака намного выше, чем его первоначальная балансовая стоимость. Это нам доказывают лидеры отраслей: шестой год подряд Nike признаётся самым дорогим брендом одежды в мире и его общая стоимость составляет 34,8 миллиарда долларов.
Стоит обратить внимание, что договор передачи права на товарный знак называется договором отчуждения исключительного права на товарный знак и обязательно подлежит регистрации в Роспатенте. Если стороны пренебрегли регистрацией договора, то юридической силы он не имеет.
Передача прав на товарный знак проходит в три этапа:
1. Подготовка комплекта документов. Как правило, он включает договор, заключенный между сторонами, заявление и доверенности. К этому комплекту также можно приложить документы, подтверждающие права владельца товарного знака: свидетельство о государственной регистрации, приложения о всех изменениях, внесенных в товарный знак, приложение о продлении (может потребоваться внесение изменений в сведения о правообладателе, если данные менялись).
2. Подача пакета документов в Роспатент на регистрацию перехода исключительного права в отношении товарного знака. Для регистрации факта перехода права и внесения записи об этом также оплачивается государственная пошлина.
3. Получение сторонами оригиналов приложений, в которых фиксируется передача права. Также по факту регистрации передачи знака новому владельцу делается соответствующая запись в государственном реестре товарных знаков. Поздравляем! Теперь у товарного знака новый владелец.
Почему продают товарные знаки
К решению передать права на товарный знак вас могут подтолкнуть абсолютно разные ситуации:
- Ликвидация организации. При ликвидации организации все имущество либо делится, либо продается, в данной ситуации лучше своевременно продать товарный знак заинтересованному лицу и получить дополнительную прибыль. Здесь есть важный момент, который стоит учитывать: у некоторых компаний товарный знак стоит дороже, чем все материальное имущество.Товарные знаки, выставленные на торги. Например, комбинированные товарные знаки «Интерскол» по свидетельству 310753
и «INTERSKOL» по свидетельству 390724, дата регистрации: 06.10.2009 г. Начальная цена лота - 1 100 000 000,00 руб. [1] А также второй случай: товарный знак (знак обслуживания) Е96RU интернет-магазин бытовой техники. Свидетельство на знак обслуживания № 498017 от 17 октября 2013 года. Начальная цена - 387 825 000 руб.[2]
- Новые товарные знаки для продажи. На торгах выставляются не только вышедшие из активного использования товарные знаки, но и абсолютно новые. Существуют целые компании, специализирующиеся на разработке, регистрации и продаже товарных знаков. Их деятельность нацелена на производителей, которые не хотят себя обременять процессом регистрации, хотя ничего сложного в этом нет, как начать процесс регистрации товарного знака читайте тут.
- Ребрендинг. В случае ребрендинга в организации , права на старые товарные знаки также можно передать другим лицам, если они кардинально отличаются от новых знаков. Тут есть тонкий момент, который следует учитывать – если у предыдущего владельца имеется несколько сходных знаков, то договор передачи права в отношении некоторых из них не может быть зарегистрирован, ввиду не соответствия требованиям Роспатента.
- Смена направления деятельности компании. Когда прекращается производство определенного товара или оказание услуги, товарный знак который их индивидуализировал стоит продать или предоставить право его использования третьим лицам по лицензионному договору. Это позволит избежать риска «потери» товарного знака из-за длительного неиспользования. Для данной ситуации предусмотрена возможность частично продать товарный знак, действующий на определенный список товаров и услуг, главное чтобы это не вводило в заблуждение потребителей и не происходило смешение вашей деятельности с деятельностью покупателя товарного знака - это может послужить причиной отказа в регистрации договора отчуждения. Одинаковые товарные знаки, но с разным перечнем товаров и услуг имеют компании, производящие шоколад Dove № 284511 и мыло Dove № 568803.
Стоимость, по которой осуществляется продажа должна быть реалистичной, то есть искусственно не занижена и не завышена, в противном случае налоговые органы сочтут это уклонением от уплаты НДС. Услуги по оценке товарного знака оказывают профессиональные оценщики.
Чтобы сделка состоялась удачно:
1. Убедитесь в надежности контрагента. Запросите все документы относящиеся к объекту передачи права - товарному знаку.
2. Составляйте договор грамотно - это убережет вас от неприятных ситуаций в будущем.
3. Проверьте договор на соответствие всем условиям его регистрации в Роспатенте.
Мы поможем вам пройти все этапы подготовки и регистрации факта передачи права.
[1]
https://торги-россии.рф/lot/525477
[2]
https://торги-россии.рф/lot/549407#!
Зарегистрировать
свой товарный знак можно здесь.