Ответственность за нарушение чужого товарного знака. Как не попасть на штраф в 5 млн руб.
Не каждый предприниматель и производитель продукта задумывается об уникальности его названия, логотипа, упаковки его товара перед тем, как начать его продавать и запускать рекламное продвижение. Но такая спешка может обойтись очень дорого – от вынужденной смены названия, ребрендинга до крупного штрафа в несколько миллионов рублей. Такое может произойти, если ваш бренд совпал с зарегистрированным товарным знаком. Рассказываем, как этого избежать.
Как можно случайно нарушить чужие права
Может произойти следующая ситуация: вы создали свой бренд – придумали название, логотип, вложились в продвижение, нашли клиентов и вдруг узнаете, что ваше название совпадает с уже зарегистрированным товарным знаком и под этим брендом выпускают схожую продукцию. То есть вы, сами того не подозревая, нарушили чужие интеллектуальные права. Такая неосмотрительность может стоить вам очень дорого. Неприятная ситуация произошла с компанией «СМАРТ ДСМ», которые разместили на маркетплейсе свой товар под чужим товарным знаком:
ООО «Висла» - правообладатель товарного знака «MOPPIE МОППИ»( №699644). Компания размещала свой товар на маркетплейсе. Однажды им стало известно, что на этом же маркетплейсе появился товар схожего бренда под названием «MOPPI», который принадлежал компании «СМАРТ ДСМ». Владельцы компании уверяли, что нарушили чужие интеллектуальные права ненамеренно, но это не помогло. Правообладатель ООО «Висла» обратились в поддержку маркетплейса. Страницу конкурента на маркетплейсе удалили.
Помните, что любое использование чужого товарного знака без согласия правообладателя является нарушением интеллектуальных прав. Даже если вы сделали это ненамеренно.
Ответственность за незаконное использование товарного знака:
- Финансовые потери. Владелец товарного знака может подать иск в суд с требованием выплаты компенсации до 5 млн рублей (ст.1515 ГК РФ), также он может потребовать выплатить двукратную стоимость реализованной контрафактной продукции. Если сумма нанесенного ущерба очень крупная, то это может грозить уголовным делом для нарушителя;
- Полный ребрендинг. Правообладатель через суд или досудебную претензию может вам запретить использовать его товарный знак. Тогда вам придется сменить название, логотип и других схожие обозначения. Это также повлечет финансовые потери – вам придется потратить средства на новые вывески, каталог продукции, рекламу и т.д., а также сменить адрес сайта, аккаунтов в соцсетях. Все это может повлечь снижение доверия среди потребителей.
Что нужно делать, чтобы избежать нарушения исключительных прав на товарный знак:
- Заранее проверьте свои обозначения на совпадение по базам Роспатента, чтобы случайно не нарушить чужие интеллектуальные права. Для этого воспользуйтесь нашим бесплатным поисковиком.
- Зарегистрируйте свои обозначения в качестве товарного знака. Так вы станете правообладателем собственного бренда и сможете защищать свои обозначения, если их будут без вашего согласия использовать недобросовестные конкуренты. Как нужно действовать, если ваши права нарушили, можете прочитать в нашей статье.
Также подобные виды нарушения часто классифицируют как нарушения авторских прав на товарный знак. Однако это не совсем корректно. Действие авторского права на произведения различных направлений искусства.
Еще примеры нарушения чужих прав:
- Продажа товаров с изображением чужих персонажей. Практически все известные персонажи зарегистрированы в качестве товарных знаков, использовать их в своей продукции без разрешения владельца нельзя.
Предприниматель Королев С.А. продавал игрушки с изображением персонажей мультфильма «Три кота». Правообладателем маскотов является АО «Сеть телевизионных станций». Все персонажи зарегистрированы в качестве товарных знаков (№ 707374, № 707375, № 709911, № 720365 и № 713288). Правообладатель обратился в суд. Суд постановил предпринимателю выплатить компенсацию в размере 70 000 рублей в пользу АО «Сеть телевизионных станций», судебные издержки и госпошлину в размере 3 594 рубля, а также вынес запрет на использование персонажей (дело № А33-28753/2020).
- Размещение на сайте названий, аналогичных чужим товарным знакам. Даже если вы разместили один продукт под названием, которое имеет сходство с чужими обозначениями, то вам может грозить крупный штраф.
ООО «Хуторок» на сайте своей пиццерии Testo продавал пиццу с широко известным названием «Горячая штучка». Это словосочетание зарегистрировано как товарный знак № 45532 и принадлежит компании «Мясная галерея». Правообладатель обратился в суд. Суд встал на его сторону и обязал компанию «Хуторок» выплатить компенсацию 300 000 рублей, расходы на госпошлину в размере 15 000 рублей, а также постановил удалить все упоминания на сайте (дело №А78-2099/21).
- Использование чужого бренда в доменном имени. Ответственность за использование товарного знака в адресе сайта - крупный штраф и аннулирование домена.
Компания «Камаспецкомплект» запустила сайт www.kamas-tyumen.ru, доменное имя которого очень похоже на название производителя грузовых автомобилей (товарный знак №048465). ООО «Камаз» обратилось в суд, который запретил ООО «Камаспецкомплект» использовать товарный знак «KAMAZ» в доменном имени и обязал выплатить компенсацию. Сумма компенсации за незаконное использование товарного знака в домене составила почти 370 000 рублей (дело № А70-2017/2019).
Все эти ситуации разные, но их объединяет одно - нарушение исключительных прав на товарные знаки. Поэтому заранее проверяйте свой бренд на совпадения и регистрируйте обозначения в качестве товарных знаков.
Зарегистрировать
свой товарный знак можно здесь.