База знаний
Товарные знаки Хотите задать вопрос?

Ответственность за нарушение чужого товарного знака. Как не попасть на штраф в 5 млн руб.

Не каждый предприниматель и производитель продукта задумывается об уникальности его названия, логотипа, упаковки его товара перед тем, как начать его продавать и запускать рекламное продвижение. Но такая спешка может обойтись очень дорого – от вынужденной смены названия, ребрендинга до крупного штрафа в несколько миллионов рублей. Такое может произойти, если ваш бренд совпал с зарегистрированным товарным знаком. Рассказываем, как этого избежать.

Как можно случайно нарушить чужие права

Может произойти следующая ситуация: вы создали свой бренд – придумали название, логотип, вложились в продвижение, нашли клиентов и вдруг узнаете, что ваше название совпадает с уже зарегистрированным товарным знаком и под этим брендом выпускают схожую продукцию. То есть вы, сами того не подозревая, нарушили чужие интеллектуальные права. Такая неосмотрительность может стоить вам очень дорого. Неприятная ситуация произошла с компанией «СМАРТ ДСМ», которые разместили на маркетплейсе свой товар под чужим товарным знаком:

ООО «Висла» - правообладатель товарного знака «MOPPIE МОППИ»( №699644). Компания размещала свой товар на маркетплейсе. Однажды им стало известно, что на этом же маркетплейсе появился товар схожего бренда под названием «MOPPI», который принадлежал компании «СМАРТ ДСМ». Владельцы компании уверяли, что нарушили чужие интеллектуальные права ненамеренно, но это не помогло. Правообладатель ООО «Висла» обратились в поддержку маркетплейса. Страницу конкурента на маркетплейсе удалили.


Помните, что любое использование чужого товарного знака без согласия правообладателя является нарушением интеллектуальных прав. Даже если вы сделали это ненамеренно.

Ответственность за незаконное использование товарного знака:

  • Финансовые потери. Владелец товарного знака может подать иск в суд с требованием выплаты компенсации до 5 млн рублей (ст.1515 ГК РФ), также он может потребовать выплатить двукратную стоимость реализованной контрафактной продукции. Если сумма нанесенного ущерба очень крупная, то это может грозить уголовным делом для нарушителя;
  • Полный ребрендинг. Правообладатель через суд или досудебную претензию может вам запретить использовать его товарный знак. Тогда вам придется сменить название, логотип и других схожие обозначения. Это также повлечет финансовые потери – вам придется потратить средства на новые вывески, каталог продукции, рекламу и т.д., а также сменить адрес сайта, аккаунтов в соцсетях. Все это может повлечь снижение доверия среди потребителей.

Что нужно делать, чтобы избежать нарушения исключительных прав на товарный знак:

  1. Заранее проверьте свои обозначения на совпадение по базам Роспатента, чтобы случайно не нарушить чужие интеллектуальные права. Для этого воспользуйтесь нашим бесплатным поисковиком.
  2. Зарегистрируйте свои обозначения в качестве товарного знака. Так вы станете правообладателем собственного бренда и сможете защищать свои обозначения, если их будут без вашего согласия использовать недобросовестные конкуренты. Как нужно действовать, если ваши права нарушили, можете прочитать в нашей статье.

Также подобные виды нарушения часто классифицируют как нарушения авторских прав на товарный знак. Однако это не совсем корректно. Действие авторского права на произведения различных направлений искусства. 

Еще примеры нарушения чужих прав:

  • Продажа товаров с изображением чужих персонажей. Практически все известные персонажи зарегистрированы в качестве товарных знаков, использовать их в своей продукции без разрешения владельца нельзя.

Предприниматель Королев С.А. продавал игрушки с изображением персонажей мультфильма «Три кота». Правообладателем маскотов является АО «Сеть телевизионных станций». Все персонажи зарегистрированы в качестве товарных знаков (№ 707374, № 707375, № 709911, № 720365 и № 713288). Правообладатель обратился в суд. Суд постановил предпринимателю выплатить компенсацию в размере 70 000 рублей в пользу АО «Сеть телевизионных станций», судебные издержки и госпошлину в размере 3 594 рубля, а также вынес запрет на использование персонажей (дело № А33-28753/2020).

  • Размещение на сайте названий, аналогичных чужим товарным знакам. Даже если вы разместили один продукт под названием, которое имеет сходство с чужими обозначениями, то вам может грозить крупный штраф. 

ООО «Хуторок» на сайте своей пиццерии Testo продавал пиццу с широко известным названием «Горячая штучка». Это словосочетание зарегистрировано как товарный знак № 45532 и принадлежит компании «Мясная галерея». Правообладатель обратился в суд. Суд встал на его сторону и обязал компанию «Хуторок» выплатить компенсацию 300 000 рублей, расходы на госпошлину в размере 15 000 рублей, а также постановил удалить все упоминания на сайте (дело №А78-2099/21).

  • Использование чужого бренда в доменном имени. Ответственность за использование товарного знака в адресе сайта - крупный штраф и аннулирование домена.

Компания «Камаспецкомплект» запустила сайт www.kamas-tyumen.ru, доменное имя которого очень похоже на название производителя грузовых автомобилей (товарный знак №048465). ООО «Камаз» обратилось в суд, который запретил ООО «Камаспецкомплект» использовать товарный знак «KAMAZ» в доменном имени и обязал выплатить компенсацию. Сумма компенсации за незаконное использование товарного знака в домене составила почти 370 000 рублей (дело № А70-2017/2019).

Все эти ситуации разные, но их объединяет одно - нарушение исключительных прав на товарные знаки. Поэтому заранее проверяйте свой бренд на совпадения и регистрируйте обозначения в качестве товарных знаков.


Зарегистрировать свой товарный знак можно здесь

Похожие статьи:
К сожалению, все не так просто. То, что Вы уже работаете с этим названием на рынке, к сожалению, не мешает другим зарегистрировать такое же название на себя. Так как права на знак закрепляются за Вами только после...
Товарные знаки
Зачем регистрировать товарный знак, если компания уже фигурирует на рынке с ним много лет?
В российском праве к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио- или видеопрограмма, кинохроникальная программа. Также в этот список...
Товарные знаки
Как СМИ защитить свою интеллектуальную собственность
Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно. Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на...
Товарные знаки
Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
Собираетесь развивать свое дело, помогая людям лучше видеть? Тогда вам необходимо зарегистрировать собственный товарный знак. Это убережет ваше предприятие от недобросовестных конкурентов и патентных троллей,...
Товарные знаки
Как оптике защитить свой бизнес с помощью товарного знака
В июне 2024 года было объявлено о начале разработки нормативного документа, который предусматривает повышение государственных пошлин за регистрацию товарного знака. В середине сентября соответствующее...
Товарные знаки
Как изменятся госпошлины за регистрацию товарного знака?
Как и любая другая компания, кадровое агентство может защитить в Роспатенте любую свою интеллектуальную собственность, получив патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также свидетельства на...
Товарные знаки
Как кадровому агентству защитить свою интеллектуальную собственность
Свидетельство о регистрации товарного знака — это надежная защита от патентных троллей и ушлых конкурентов, стремящихся перехватить раскручиваемый бренд. Ведь если правообладатель выявит факты нарушения его...
Товарные знаки
Почему аудитору нужен товарный знак
Перед регистрацией в Роспатенте собственного бренда необходимо провести глубокий предварительный поиск. Это можно сделать в личном кабинете на нашем сайте.  Нажмите кнопочку «Вход» или вот эту прямую ссылку. ...
Товарные знаки
Как самостоятельно искать товарные знаки в личном кабинете Онлайн Патента?
«Сиротские» (или орфанные, от англ. Orphan — сирота) произведения — это такие объекты авторского права, чей создатель или правообладатель остается неизвестным или нет его адреса (соответственно, нельзя направить ему...
Товарные знаки
Что такое сиротское произведение и как можно получить права на его использование?
International Standard Name Identifier (ISNI) — это единая международная система идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности. Простыми словами — это реестр и платформа для создателей различного...
Товарные знаки
Какую пользу приносит внесение фамилии и имени или псевдонима в ISNI?
Если вы хотите успешно развиваться, расширять регионы своего присутствия и не бояться патентных троллей и агрессивных конкурентов, то вам необходимо оформить собственный товарный знак в Роспатенте. Регистрация...
Товарные знаки
Как ортопедическому салону защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака дает вашему бизнесу сразу несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, защищает дело от патентных троллей и от ушлых конкурентов. Вы сможете вкладывать...
Товарные знаки
Почему похоронному бюро нужен товарный знак
Если вы решили выйти на иностранные рынки, то товарный знак жизненно необходим. И не только для продаж на маркетплейсах. Работа с зарубежными партнерами без надлежащей защиты своего бренда в локальном Патентном...
Товарные знаки
Нужен ли мне товарный знак для торговли на зарубежных маркетплейсах?
Перед подачей заявки на регистрацию своего бренда необходимо провести его проверку. Это можно сделать самостоятельно или прибегнув к помощи профильных специалистов — патентных поверенных. Как провести проверку...
Товарные знаки
Что такое проверка товарного знака?
Социологические исследования — это совокупность последовательных процедур, цель которых — новая информация и выявление закономерностей жизни. Одним из самых распространенных методов социологического...
Товарные знаки
Зачем нужны социологические исследования для товарных знаков?
Заключенный лицензионный договор предусматривает как правило возмездность установленных правоотношений. Это означает, что лицензиат должен выплатить лицензиару предусмотренные контрактом деньги за право...
Товарные знаки
Лицензиат использует мою интеллектуальную собственность, но не платит. Что делать?
Свой зарегистрированный бренд обезопасит любого риелтора от ушлых конкурентов и патентных троллей: ни один из них не посмеет перехватить ваш товарный знак. Если же все-таки и произойдет нарушение ваших прав, то...
Товарные знаки
Почему риелтору нужен товарный знак
Это письменный контракт, в рамках которого назначенный учредителем управляющий обязан заниматься руководством, контролем и использованием предоставленными ему по договору активами (в данном случае —...
Товарные знаки
Что такое договор доверительного управления исключительным правом?
Лицензионный договор — это соглашение, по которому одна сторона (лицензиар, правообладатель) дает другой стороне (лицензиату) возможность использовать свой товарный знак или другой результат интеллектуальной...
Товарные знаки
Как расторгнуть лицензионный договор в одностороннем порядке
Издательство может защитить свою интеллектуальную собственность, зарегистрировав в Роспатенте необходимые товарные знаки, промышленные образцы и программы для ЭВМ. А можно примеры уже зарегистрированных брендов?...
Товарные знаки
Как издательству защитить свою интеллектуальную собственность
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!