Как взыскать компенсацию за незаконное использование товарного знака
Вопреки сложившемуся мнению, копируют не только всемирно известные, но и локальные бренды, востребованные у небольшой аудитории потребителей. Иначе говоря – не нужно быть Dolce & Gabbana, чтобы вас подделывали. Недобросовестные конкуренты, желая нажиться на чужом успехе, идут на различные ухищрения: создают сайты-клоны, выпускают поддельные товары. Что делать, если в такой ситуации оказались вы, как наказать нарушителя и получить компенсацию? Рассказываем.
Правовая охрана вашего бренда
Товарный знак - это средство индивидуализации бренда. В качестве товарного знака вы можете зарегистрировать название, логотип и их комбинацию, фирменные цвета вашего бренда и другие обозначения. Использовать товарный знак в рекламе, на баннерах, Интернете и т.д. может только правообладатель (ст.1484 ГК РФ). Также только вы, как правообладатель, может давать разрешение на использование вашего товарного знака, но если такое согласие вы не давали, то это нарушение ваших прав.
Владелец товарного знака может защитить свои интеллектуальные права с помощью досудебной претензии нарушителю, а если это не принесет результата, то через суд или ФАС. Нужно иметь в виду, что вы, как правообладатель, должны доказать, что ваш товарный знак незаконно использовали (п.3 ст.1486 ГК РФ), поэтому необходимо зафиксировать все нарушения.
Где недобросовестные конкуренты могут использовать ваш товарный знак:
Как зафиксировать нарушения:
- если вам стало известно о появлении сайта, чей адрес напоминает ваш, то распечатайте страницы этого сайта (важно, чтобы была видна дата нарушения), сохраните ссылку на сайт-нарушитель и заверьте у нотариуса для обращения в суд;
- если ваше название использовали в чужой контекстной рекламе или на сайте, соцсетях – зафиксируйте все с помощью скриншота страниц с указанием даты, когда было совершено нарушение;
- если вы узнали, что в магазине продают подделки вашего товара, то необходимо провести контрольную закупку контрафакта с использованием видеозаписи, также необходимо сохранить чек. Через Интернет действия аналогичны – важно сохранить чек покупки и сделать скриншоты.
Наши специалисты помогут защитить ваши права – составить досудебную претензию нарушителю, а если это не поможет, то будем сопровождать вас в суде.
Как компания отсудила 12 млн за нарушение своих интеллектуальных прав.
Компания по производству научных приборов и оборудования ООО «НТ-МДТ» узнала, что их фирменное наименование «NT-MDT» (товарный знак № 742538) использует организация с аналогичным названием, которая публикует его на своем сайте, в доменном имени и предлагает товары с этим знаком.
Правообладатель обратился в суд. Суд признал недобросовестное использование товарного знака и постановил выплатить двукратную стоимость реализованной продукции в размере 12 728 400 рублей, а также расходы по госпошлине 92 642 рублей (дело №А40-36777/21).
Очень дорого нарушителю обошлось копирование чужого бренда. Вы также можете защитить свои права, если у вас есть товарный знак.
Итак, что вы можете потребовать через суд у нарушителя за незаконное использование вашего товарного знака:
- взыскание компенсации до 5 млн рублей за использование товарного знака (ст. 1515 ГК РФ);
- аннулирование домена сайта-клона и блокировка фейковых групп в соцсетях;
- компенсацию в двукратном размере контрафактного товара, а также уничтожение подделок за счет нарушителя;
- после вынесения судебного решения, владелец товарного знака может подать заявление о взыскании судебных расходов (госпошлина, услуги представителя, судебные издержки), которые также лягут на плечи нарушителя.
Какие последствия могут быть для вашего бренда:
- финансовые потери. Недобросовестные конкуренты уводят ваших клиентов, а вместе с ними и вашу прибыль. Все ваши усилия по раскрутке собственного бренда могут быть напрасны, если появились подражатели, которые воруют ваш трафик и покупателей;
- репутационные потери. Подделки чаще гораздо хуже по качеству, чем оригинал, поэтому неудивительно, что у потребителей может сложиться негативное впечатление о вашем продукте. А если мошенники через фишинговый сайт, чей адрес схож с вашим, заберут деньги у клиента, то это может окончательно подорвать доверие потребителей и далеко не все будут разбираться причастны ли вы к этому или нет.
- полный ребрендинг. Если репутация вашей компаний полностью подорвана после незаконных действий подражателей, то вам, возможно, придется сменить название, логотип и другие отличительные особенности бренда.
Согласитесь, серьезные последствия. Поэтому так важно оперативно реагировать на неправомерное использование товарного знака и пресекать подобные действия. Сделать это несложно, если ваш бренд зарегистрирован в качестве товарного знака.
Как, видите, у владельца товарного знака большие преимущества в защите своего бизнеса, поэтому рекомендует заранее регистрировать свой бренд.
Если у вас остались вопросы, то задайте их нам.