База знаний
Товарные знаки Хотите задать вопрос?

Как зарегистрировать товарный знак в Китае: подробная инструкция по подаче

За последние несколько лет Китай прочно закрепил за собой звание одного из наиболее влиятельных игроков на международном рынке. Поэтому вопрос регистрации товарного знака — бесспорно, важного элемента торговли — представляет значительный интерес для бизнесменов из разных стран. Предлагаем разобраться в особенностях регистрации товарного знака в КНР.

 1. Электронная подача

        Подача осуществляется на сайте Ведомства по товарным знакам Китая https://sbj.cnipa.gov.cn/sbj/wssq/202001/t20200103_7877.html Отметим, что перед подачей необходимо принять пользовательское соглашение и пройти регистрацию.

        Изображение выглядит как текст
Автоматически созданное описание

        Регистрация осуществляется по следующей форме (автоматический перевод на русский):

        Изображение выглядит как текст
Автоматически созданное описание
        Изображение выглядит как текст, снимок экрана, компьютер, ноутбук
Автоматически созданное описание

        Поскольку для лиц, имеющих домицилий за пределами Китая, работа с Ведомством возможна только через представителя, обратимся за описанием требуемых документов к одному из них.

        Изображение выглядит как текст, снимок экрана, компьютер
Автоматически созданное описание

        Шаги 1-4 не представляют из себя ничего, пожалуй, особенного — за исключением перечня товаров и услуг. Дело в том, что применение Ниццкой классификации товаров и услуг в Китае связано с одной особенностью — наличием подклассов. Например, следующие категории существуют для товара «кофе»:

        Рассмотрим еще один важный момент — указание конвенционного приоритета.

        Изображение выглядит как текст, снимок экрана, компьютер, ноутбук
Автоматически созданное описание

        Необходим номер и дата регистрации товарного знака, который используется для указания приоритета.

        Изображение выглядит как текст, снимок экрана, компьютер, ноутбук
Автоматически созданное описание

        Указанию также подлежит информация о заявителе. Еще раз подчеркнем — иностранным заявителям представитель необходим, и даже, возможно, только по причине такого интересного момента, как совершенно другая система письма. Иероглифика — это не азбука, и без носителя языка тут разобраться. В таком важном деле нужен местный поверенный.   

           2. Перевод товарного знака

          Выходя из зоны одного алфавита и попадая в совершенно другую, важно помнить о правилах транскрипции и транслитерации. Если «перевести» слово в другую языковую систему неправильно, его просто не узнают — и для многих смысл в товарном знаке просто пропадет. Если же на идентичный или хотя бы визуально или фонетически похожий вариант рассчитывать не приходится, остается только искать.

          Проблема китайской иероглифики здесь — как ни старайся, похожим (как с кириллицы на латиницу и наоборот) знак точно не будет. Выход из этой ситуации порой, надо отметить, не всегда будет самым очевидным. 

          Например, компания Ralph Lauren, не имеющая зарегистрированные товарные знаки в Китае, однажды с удивлением обнаружила, что ее продукция известна жителям Поднебесной под именем San Jiao Ma’ (三脚马), что можно перевести как «трехногая лошадь». Обиделись ли правообладатели на такую интерпретацию своего товарного знака, остается загадкой.

          Однако урок был вынесен: правообладатели стали внимательней относиться к «переводу» своих товарных знаков на китайский. К тому же, согласно действующему законодательству, регистрация на английском или другом языке не означает автоматическую защиту того же обозначения на китайском. Таким образом, недобросовестное лицо вполне может зарегистрировать «перевод» товарного знака на китайском. И такой случай был — в 2015 году компания New Balance была вынуждена возместить ущерб лицу, зарегистрировавшему товарный знак “新百伦” (Xin Bailun) — как раз то же обозначение, что использовала компания для продажи своих товаров в Китае. Суд г. Гуанчжоу обязал компанию выплатить истцу приблизительно 13,5 млн евро за нарушение исключительных прав.

          Конечно, лучше позаботиться обо всем заранее и «перевести» свой товарный знак на китайский. Существует несколько вариантов:

          а) дословный перевод — можно просто перевести (при наличии возможности) товарный знак на китайский. Например, товарные знаки Apple известны как  «Ping Guo» (苹果) – на самом деле «яблоко» по-китайски, а правообладатели товарных знаков Palmolive сделали еще хитрее — создали фантазийное обозначение из китайских слов, обозначающих «пальма» и «оливки».

          б) Фонетическая транскрипция иногда оказывается удачным вариантом. Например, для Макдональдса идеально подошло Mai Dang Lao’ (麦 当劳), ‘Xi Men Zi’ (西门子) для Siemens и Ao Di’ (奥迪) для Audi. Такой подход предпочтителен в том случае, когда продукция компании уже получила определенную известность в Китае, и важно зарегистрировать его максимально приближенным к тому варианту, к которому привыкли потребители (во избежание введения в заблуждение и иска о неиспользовании).

          в) комбинация обоих вариантов также возможна — тогда получаем что-то похожее на Ke Kou Ke Le’ (可口可乐, Coca-Cola), что в переводе означает «попробуй и почувствуй счастье».

          Таким образом, без помощи квалифицированного специалиста обойтись на самом деле непросто — тем, кто не владеет китайским, не подобрать таких аналогов. 

            3. Нововведения 2019 года

            В 2019 году законодательство о товарных знаках Китая существенно пересмотрело вопрос недобросовестной регистрации — она была прямо запрещена новым законом. Также недобросовестная подача была включена как одно из оснований подачи возражений против опубликованной заявки и оснований ответственности юристов, оформляющих процесс подачи такой заявки. Кроме того, именно по основанию недобросовестной регистрации теперь можно подать иск о прекращении охраны на товарный знак спустя пять лет после регистрации (для всех остальных оснований такой срок ограничен как раз этими пятью годами).

            Все наши услуги вы сможете найти здесь.

            Похожие статьи:
            В российском праве к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио- или видеопрограмма, кинохроникальная программа. Также в этот список...
            Товарные знаки
            Как СМИ защитить свою интеллектуальную собственность
            Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака дает вашему бизнесу сразу несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, защищает дело от патентных троллей и от ушлых конкурентов. Вы сможете вкладывать...
            Товарные знаки
            Почему похоронному бюро нужен товарный знак
            «Сиротские» (или орфанные, от англ. Orphan — сирота) произведения — это такие объекты авторского права, чей создатель или правообладатель остается неизвестным или нет его адреса (соответственно, нельзя направить ему...
            Товарные знаки
            Что такое сиротское произведение и как можно получить права на его использование?
            Лицензионный договор — это соглашение, по которому одна сторона (лицензиар, правообладатель) дает другой стороне (лицензиату) возможность использовать свой товарный знак или другой результат интеллектуальной...
            Товарные знаки
            Как расторгнуть лицензионный договор в одностороннем порядке
            Социологические исследования — это совокупность последовательных процедур, цель которых — новая информация и выявление закономерностей жизни. Одним из самых распространенных методов социологического...
            Товарные знаки
            Зачем нужны социологические исследования для товарных знаков?
            Это письменный контракт, в рамках которого назначенный учредителем управляющий обязан заниматься руководством, контролем и использованием предоставленными ему по договору активами (в данном случае —...
            Товарные знаки
            Что такое договор доверительного управления исключительным правом?
            Перед регистрацией в Роспатенте собственного бренда необходимо провести глубокий предварительный поиск. Это можно сделать в личном кабинете на нашем сайте.  Нажмите кнопочку «Вход» или вот эту прямую ссылку. ...
            Товарные знаки
            Как самостоятельно искать товарные знаки в личном кабинете Онлайн Патента?
            Заключенный лицензионный договор предусматривает как правило возмездность установленных правоотношений. Это означает, что лицензиат должен выплатить лицензиару предусмотренные контрактом деньги за право...
            Товарные знаки
            Лицензиат использует мою интеллектуальную собственность, но не платит. Что делать?
            Собираетесь развивать свое дело, помогая людям лучше видеть? Тогда вам необходимо зарегистрировать собственный товарный знак. Это убережет ваше предприятие от недобросовестных конкурентов и патентных троллей,...
            Товарные знаки
            Как оптике защитить свой бизнес с помощью товарного знака
            Как и любая другая компания, кадровое агентство может защитить в Роспатенте любую свою интеллектуальную собственность, получив патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также свидетельства на...
            Товарные знаки
            Как кадровому агентству защитить свою интеллектуальную собственность
            Общее правило — цитаты из известных в России художественных произведений, как, впрочем, и имена основных персонажей таких книг, нельзя зарегистрировать без согласия правообладателя (часть 9 статьи 1483 Гражданского...
            Товарные знаки
            Можно ли регистрировать отдельные строки из художественных произведений как товарные знаки?
            International Standard Name Identifier (ISNI) — это единая международная система идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности. Простыми словами — это реестр и платформа для создателей различного...
            Товарные знаки
            Какую пользу приносит внесение фамилии и имени или псевдонима в ISNI?
            Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно. Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на...
            Товарные знаки
            Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
            К сожалению, все не так просто. То, что Вы уже работаете с этим названием на рынке, к сожалению, не мешает другим зарегистрировать такое же название на себя. Так как права на знак закрепляются за Вами только после...
            Товарные знаки
            Зачем регистрировать товарный знак, если компания уже фигурирует на рынке с ним много лет?
            Если вы хотите успешно развиваться, расширять регионы своего присутствия и не бояться патентных троллей и агрессивных конкурентов, то вам необходимо оформить собственный товарный знак в Роспатенте. Регистрация...
            Товарные знаки
            Как ортопедическому салону защитить свой бизнес с помощью товарного знака
            Издательство может защитить свою интеллектуальную собственность, зарегистрировав в Роспатенте необходимые товарные знаки, промышленные образцы и программы для ЭВМ. А можно примеры уже зарегистрированных брендов?...
            Товарные знаки
            Как издательству защитить свою интеллектуальную собственность
            Свидетельство о регистрации товарного знака — это надежная защита от патентных троллей и ушлых конкурентов, стремящихся перехватить раскручиваемый бренд. Ведь если правообладатель выявит факты нарушения его...
            Товарные знаки
            Почему аудитору нужен товарный знак
            Свой зарегистрированный бренд обезопасит любого риелтора от ушлых конкурентов и патентных троллей: ни один из них не посмеет перехватить ваш товарный знак. Если же все-таки и произойдет нарушение ваших прав, то...
            Товарные знаки
            Почему риелтору нужен товарный знак
            Перед подачей заявки на регистрацию своего бренда необходимо провести его проверку. Это можно сделать самостоятельно или прибегнув к помощи профильных специалистов — патентных поверенных. Как провести проверку...
            Товарные знаки
            Что такое проверка товарного знака?
            Если вы решили выйти на иностранные рынки, то товарный знак жизненно необходим. И не только для продаж на маркетплейсах. Работа с зарубежными партнерами без надлежащей защиты своего бренда в локальном Патентном...
            Товарные знаки
            Нужен ли мне товарный знак для торговли на зарубежных маркетплейсах?
            Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!