Как защитить эмодзи и стикеры с помощью товарных знаков?
В российском сегменте телеграма и ВК, отмечают практики, все чаще фиксируются ситуации, когда администраторы заимствуют чужие эмодзи и стикеры.
Защитить интеллектуальные труды авторов можно тремя основными способами.
Первый — используйте водяные знаки. Их надо размещать прямо на стикерах или эмодзи. Кроме того, неплохо включать в коллекцию один стикер или эмодзи, который по своей сути как раз и будет водяным знаком.
Второй — напоминайте всем, что созданное защищено авторским правом.
Третий — разработчик может всегда написать незаконно-заимствующим личное сообщение с требованием удалить чужое творчество.
А можно подробнее про защиту авторского права на эмодзи?
Конечно! Эмодзи можно оформить как товарные знаки. Этим занимаются как крупные компании, так и частные лица.
Следует учитывать, что эмодзи бывают двух категорий:
Стандартные (Unicode, но имеющие характерные особенности);
Персонализированные (создаются для определенных брендов или платформ).
Стандартные доступны для всех пользователей, однако существуют вариации одних и тех же смайлов в разных компаниях. Эти модификации защищаются с позиции авторского права. Персонализированные, отмечают IT-эксперты, тоже могут быть частью товарного вида платформы или бренда.
При этом политика использования эмодзи — различна и зависит от формата корпорации.
Если, например, Google лицензирует свои защищенные с юридической точки зрения смайлики открыто, то Apple следит за использованием оформленной интеллектуальной собственности куда более строже. В 2018 году «яблочный» гигант отклонил несколько обновлений приложений, так как разработчики незаконно использовали эмодзи в рекламных скриншотах и интерфейсе.
Частные лица не отстают от корпораций. Журналист Франклин Лауфрани получил международную регистрацию своего эмодзи. Сейчас компания, которой управляет его сын, владеет портфелем из 1500 товарных знаков! Общий годовой доход владельцев эмодзи составляет около 400 млн долларов.
Эмодзи, кстати, могут быть зарегистрированы еще и как промышленные образцы (их еще называют патентом на дизайн). В США, например, таким путем оформили надувную подушку для плавания. На ней был изображен подмигивающий смайлик.
А что делать со стикерами?
Они тоже защищаются авторским правом. Все социальные платформы, размещающие стикеры, предусматривают функции по удалению групп-нарушителей законодательства.
Надо собрать доказательства авторства (макеты, исходники, рисунки, доказывающие стиль);
Загрузить через форму DMCA, описав возникшую проблему.
Жалобу рассмотрят, а нарушителя заблокируют.
Можно ли взыскать в этой ситуации компенсацию через суд?
Вот с этим сложно.
Стикеры в правоприменении могут рассматриваться как пародии.
Несколько лет назад в интернете появился мем со Ждуном. Тут же возникли и стикеры схожего формата. Владелец «оригинального» Ждуна посчитал это нарушением и обратился в суд. Однако правоприменители всех инстанций отказали в иске, указав на то, что стикер — это пародия на оригинальное произведение.
А в целом — использовать стикеры и эмодзи в переписке надо аккуратно!
Этот графический язык уже активно применяется в практике.
В Китае суд в городе Шэньчжэнь постановил считать эмодзи-солнце за согласие на официальное продление заключенного договора аренды.
Во Франции молодого человека, приславшего девушке эмодзи в виде пистолета, приговорили к нескольким месяцам заключения, посчитав его действия угрожающими.
В США школьницу обвинили в угрозе убийством после публикации поста в соцсетях, дополненного эмодзи холодного оружия и пистолета.
Зарегистрировать свои оригинальные смайлики как товарные знаки вы можете здесь.