Билеты на ваши концерты разлетаются как горячие пирожки, но выступают под вашим названием совсем другие люди одновременно в пяти городах России и СНГ,
Расплодившиеся "100% официальные" страницы в соцсетях рекламируют услуги, к которым ваш проект не имеет никакого отношения,
По запросу "скачать новый альбом бесплатно" поисковик любезно предлагает широкий ассортимент сайтов,
А ближайший магазин продает толстовки с логотипом вашей группы?
Все это - страшный сон любого музыканта. Если вы не хотите дарить право коммерциализировать свое творчество кому попало, то стоит задуматься о том, как правильно эти самые права оформить.
Начинаем защиту с названия
Тексты песен, музыкальные композиции, стихи – всё это охраняется авторским правом. Комплекс прав возникает у автора в силу создания произведения. Например, исключительное право распоряжаться данными текстами или музыкой.
Однако, на важный "узнавательный" элемент – название музыкальной группы или имя музыканта – авторское право не действует. Даже если вы придумали несуществующее слово или транскрибировали иностранное (а то и два слова). Всё равно самостоятельным произведением оно считаться не будет.
Оформление права на название происходит путем регистрации его в качестве товарного знака в Роспатенте. Также можно поступить с любыми важными для вашего музыкального проекта названиями и брендами.
Бонус –ваши права будут распространяться на все похожие варианты. Например, «лучшая группа», "лучшаягруппа", "lutschaya gruppa". Почему этот бонус очень приятный и полезный, мы подробно расскажем во второй части статьи.
Григорий Лепс зарегистрировал название концерта "Рождество с Григорием Лепсом" как товарный знак №656999
Николай Басков всерьез позаботился, чтобы стать единственным на всю страну блондином. Название песни "Натуральный блондин/Natural Blonde" - это товарный знак №473133
Хип-хоп/рэп дуэт зарегистрировал название своего музыкального альбома "Hajime" (товарный знак №690765)
Поучительная история про потерю товарного знака. Бывший участник музыкальной группы "Чук и Гек" отобрал у коллектива название. Он зарегистрировал его в качестве товарного знака на себя, тем самым запретив бывшим коллегам его использование. Группа была вынуждена сменить название и выступать как "Ч&Гек".
Оформляем права на имя и фамилию или творческий псевдоним
Эпическая борьба за имена. Булаткин Егор забрал с собой Егора Крида (товарный знак №602864). Музыкальный лейбл Black Star все-таки передал его певцу в июле 2019 года. Егору удалось отстоять сценический псевдоним Егор Крид, также он оставил за собой право исполнять авторские песни. Ходят слухи, что в качестве "отступных" влиятельные друзья певца выплатили астрономическую сумму 250 млн.руб.
Певица Саркисян Кристина покинула музыкальный лейбл Black Star и унесла вместе с собой псевдоним Kristina Si (товарный знак №560056). По словам певицы, "компания без предупреждения зарегистрировала мое имя в качестве товарного знака и используют его против меня". Сторонам удалось договориться.
Как защитить логотип или эмблему музыкальной группы
Будучи оригинальными произведениями дизайна, эмблемы и логотипы попадают под действие авторского права. Но лучше расширить объем правовой охраны с помощью регистрации знакового изображения в качестве товарного знака.
Дело в том, что в авторском праве нет такого понятия, как "сходство до степени смешения". Почему это плохо? В ситуации копирования или заимствования вашего логотипа, будет очень сложно доказать нарушение ваших прав.
Наличие свидетельства на товарный знак дело значительно упростит. Использовать ваш логотип (эмблему) будет невозможно без вашего разрешения как правообладателя. Как и в случае с названиями, права распространяются на похожие варианты.
Например, эмблема вашей группы – это стилизованное изображение волка в кепке. Если волку "закрасят" один зуб или повернут кепку в другую сторону - неважно, с точки зрения закона это будет то самое "сходство до степени смешения" и повод к запрету использования.
Ария – название одной из самых успешных российских хеви-метал групп защищено товарным знаком №218777
Эмблема в виде стилизованных букв ЕК (товарный знак №689064) украшает одежду от Егора Крида
Король и Шут. Что стало с названием после смерти одного из основателей. Бывшие участники легендарного коллектива "Король и шут" гитарист Яков Цвиркунов и барабанщик группы Александр Щиголев пытались оспорить в суде право использовать название группы и исполнять песни, но не добились своей цели.
Андрей Князев запретил исполнять песни его авторства. А после слушаний в Роспатенте, право на использование бренда "Король и Шут" (товарный знак №602452) было оставлено за Фондом памяти Михаила Горшенева.
Что вам дает регистрация товарного знака:
В этой части статьи мы разберем практическое применение товарного знака для защиты музыкального проекта от подражателей. Сразу отметим, что компенсация за нарушение ваших интеллектуальных прав (использование товарного знака) может доходить до 5 млн. рублей.
Итак, регистрация названия или логотипа в качестве товарного знака вам дает неоспоримые преимущества:
Абсолютные права на узнаваемое обозначение
Буквально – только вы владеете правами на название (группы, альбома, шоу, песни и т.п.) или логотип. Если кто-то попробует выступить под вашим именем или названием, то вы можете запретить использование вашего товарного знака.
2. Защита мерча от копирования
Мерч – это то, что особенно любят ваши поклонники. И будет совершенно правильно, если одежду, сумки, браслеты и прочие аксессуары они смогут покупать только в официальном магазине вашей группы.
Если кто-то разместит на полках маркетплейсов или магазинов поддельный мерч с вашим логотипом, то вы имеете право требовать от нарушителя убрать продукцию, уничтожить ее и добиться выплаты компенсации через суд.
3. Возможность получить доход от коллабораций и продажи лицензий
Коллабы – очень популярная форма сотрудничества между различными брендами. Выпуск совместной линейки одежды или косметики помогает вовлеченным сторонам привлекать новые аудитории (а, значит, повышать узнаваемость). Правильно оформить договоренности по использованию чужих брендов возможно в случае наличия свидетельства на товарный знак – официальные бумаги играют далеко не последнюю роль, даже если у вас всё по бартеру.
4. Расширение сферы бизнеса
Григорий Лепс открыл концептуальное заведение "Рюмочная на Петровке", а Тимати – сеть бургерных. Подобный ход событий совсем не редкость. Лучше продумать возможные пути развития вашего бизнеса и зарегистрировать товарные знаки, чем кто-то сделает это за вас. Представьте, что в один прекрасный момент появляется кафе с названием вашей группы, поклонники с радостью штурмуют заведение, но только вам от этого ни холодно, ни жарко в материальном плане.
5. Надежный инструмент блокировки сходных доменов
В начале статьи мы упоминали, что права распространяются на все похожие наименование. Отлично работает в случае с сайтами-клонами.
Адрес/доменное имя чужого сайта подозрительно похож на ваш (лучшаягруппа.рф вместо лучшая-группа.рф). Вы можете блокировать вражеские сходные сайты или требовать передать управление вам в судебном порядке. Всё про сайты-клоны есть в этой статье.
6. Защита от фейков в соцсетях
В соцсетях очень легко прикинуться кем-то другим. Например, создать «официальную» страницу музыкальной группы и распространять совсем не то, что хотелось бы вам.
Хорошие новости - фейка легко заблокировать при наличии свидетельства на товарный знак.
Достаточно отправить жалобу в техподдержку или администрацию соцсети. Правила на большинстве площадок примерно одинаковые –нарушать чужую интеллектуальную собственность категорически нельзя. И да, это действительно работает. У нас, кстати, есть бесплатный сервис по проверке вашей группы ВК SMM-Броня с рекомендациями и примерами.
Как зарегистрировать товарный знак
Пожалуй, это самый короткий раздел статьи. Все действительно очень просто и расписывать здесь особо нечего.
Регистрируйтесь на нашем сайте и заводите себе личный кабинет по этой ссылке
Заполните простую заявку, следуя подсказкам системы (никаких специальных знаний вам не потребуется)
Получите консультацию, а затем оплатите счет онлайн или по карте
Готово! Скоро у вас будет свой товарный знак.
Хотите, чтобы мы бесплатно проконсультировали вас именно по вашему проекту? Свяжитесь любым удобным способом, и мы всё расскажем и покажем.