Как защитить спортивные товары?
Спортивные товары можно защитить самыми различными способами: и товарными знаками, и патентами.
Как проходит регистрация товарного знака спортивной продукции?
Формат стандартен.
Инициатор:
- Проверят придуманный им бренд по базам зарегистрированных товарных знаков;
- Если совпадений нет, то сам (или при поддержке специалистов «Онлайн патент») готовит пакет документов для оформления, определяя класс МКТУ, который будет необходим для дальнейшего использования;
- Оплачивает госпошлину.
Сформированные материалы направляются в Роспатент, который проводит экспертную работу. Весь процесс занимает около 12 месяцев. Если в документах проблем нет, то выдадут свидетельство, подтверждающее право на товарный знак. Срок его действия — 10 лет с даты подачи заявки.
Как защитить дизайн продукции?
Для этого подают заявление на патентование промышленного образца. Его Роспатент оформляет только, если объект соответствует критериям новизны и оригинальности во внешнем виде изделия.
А можно ли запатентовать, например, уникальную технологию производства? Да. Это будет рассматриваться как изобретение. Единственное — подающий заявку для регистрации субъект должен доказать, что объект является новым, имеет изобретательский уровень и предлагаемое применяется в промышленности. Срок защиты — 20 лет.
Что с международно-известными брендами в этой сфере?
Все крупные корпорации защищают свои товары, регистрируя товарные знаки и дизайны в патентных ведомствах.
Запоминающийся лого Adidas оформлен в СССР как товарный знак еще в 1960 году! Как, впрочем, и Nike (в 1979 году). Бренд Reebok оформлен в РФ в конце 1997-х годов.
Что касается дизайна спортивных вещей, то здесь наиболее известные примеры официальной защиты — до 20-хх годов произошло патентование Puma прав на внешний вид кроссовок Creeper, Nike — кроссовок Air Jordan 1, Air Jordan 1 Low, Air Jordan 1 Low SE в 2021 году.
Патентуют ли спортгиганты еще и изобретения в этой сфере? Да. Они оформляются как технологии производства спортивной обуви. Кроме того, некоторые фирмы регистрируют фитнес IT-новинки (в 2019 году, например, Nike представила кроссовки с технологией блокчейн).
Что дает регистрация бренда или дизайна на территории России?
Если какой-то предприниматель незаконно торгует спортивным товаром с вашим брендом или с оформленным дизайном, то его можно привлечь к ответственности. Это предусматривает назначение административного или даже уголовного наказания.
Кроме того, вы всегда можете потребовать возмещения причиненных убытков в формате гражданско-правового спора.
А можно примеры?
Женщина торговала нелицензионными спортивными товарами под брендом Adidas. Их изъяли и отправили на экспертизу, которая подтвердила, что продукция имеет признаки несоответствия оригинальной (Постановление № 5-459/2020 от 5 ноября 2020 г. по делу № 5-459/2020). Так как предпринимательница относилась к социально-незащищенным слоям населения, ранее не привлекалась к административной ответственности, то суд постановил назначить ей административное наказание в виде предупреждения. Изъятый товар уничтожили.
Указанная ситуация (когда правонарушителю не назначают финансового наказания) – исключение из правил. Обычно виновник при доказанном факте платит от 10 (Постановление № 5-217/2020 от 30 октября 2020 г. по делу № 5-217/2020; Постановление № 5-115/2020 от 17 июля 2020 г. по делу № 5-115/2020) до 20 тысяч рублей (Решение № 12-202/2020 от 2 июля 2020 г. по делу № 12-202/2020). Все зависит как от объемов потенциального ущерба, причиненного правообладателю, так и социального статуса субъекта, допустившего несоблюдение юридических требований.
Если административный штраф достаточно лоялен, то уголовная санкция — нет. За распространение нелицензионных спортивных вещей, например, от Adidas, Г. получил штраф в 200 тысяч рублей (Приговор № 1-210/2020 от 3 июля 2020 г. по делу № 1-210/2020). Суд учел, что общая сумма потенциального ущерба, причиненного правообладателю, составила более 332 тысяч.