Как защитить настольные игры с помощью товарных знаков
По российскому Гражданскому кодексу создатель настольной игры может защитить отдельные элементы своего творения:
1. Дизайн коробки и внешний вид игрового поля как промышленные образцы;
2. Логотип как товарный знак.
А что делать с правилами игры? Запатентовать нельзя (пп. 4 части 5 статьи 1350 ГК РФ). Единственное возможное для автора — установить их защиту исключительно как литературного произведения. Это означает, что копирование именно текста правил на сайтах или в оффлайне можно пресекать, требуя от правонарушителя компенсации причиненного ущерба.
А если контрафактный продукт? За продажу настолки с зарегистрированным по правилам логотипом без надлежащего разрешения можно привлечь еще и к административной ответственности по статье 14.10 КоАП РФ
Так поступает, например, компания Hasbro Inc. (США), который принадлежит товарный знак «Монополия». При незаконном провозе на территорию РФ игр, которые внешне напоминают исходник, нарушителя штрафуют на десятки тысяч рублей.
Как обстоят дела с защитой настольных игр в западных странах?
Для западных инноваторов свойственна примерно такая же психология. Они патентуют уникальные игровые компоненты и товарные знаки:
- в 1935 году в патентном ведомстве США зарегистрировали игровую доску и основные фигуры уже упоминавшейся нами ранее «Монополии»;
- в 1997 году через реестры прошла Magic: The Gathering (власти разрешили юридически защитить разработку за «новаторский способ игры и игровые компоненты, воплотившиеся вместе в виде коллекционных карточек»).
И были ли суды? РБК рассказывает такую историю: профессор Ральф Анспах придумал и создал «Анти-Монополию» (ее суть — разрушение создающихся монополий других игроков). Компания-правообладатель тут же подала в суд на него за нарушение авторских прав на товарный знак. Правовые стычки длились почти десять лет, в 1983 году Верховный Суд США принял компромиссное решение: товарный знак остался за правообладателем, однако Анспаха не признали виновным, так как он смог доказать, что прообраз его игры — это настолка квакеров из Антлантик-Сити.
В России в 2017-2019 годах шли процессы по поводу распространения игры «Имаджинариум». Французские компании требовали запретить продажу этого товара, так как он внешне, по мнению истцов, копировал их «Диксит». Суды всех инстанций отказали в иске, так как не обнаружили никаких сходств между двумя продуктами.
Защитить свою игру с помощью товарных знаков вы можете здесь.