База знаний
Товарные знаки Хотите задать вопрос?

Какие бывают товарные знаки?

Российское законодательство допускает регистрацию в качестве товарных знаков и знаков обслуживания нескольких различных видов обозначений. В статье 1482 Гражданского Кодекса РФ перечислены, в частности:

  • словесные обозначения,
  • изобразительные обозначения,
  • объемные обозначения,
  • звуковые обозначения,
  • обонятельные обозначения,
  • световые обозначения,
  • а также комбинации вышеуказанных обозначений и иные обозначения, не вошедшие в перечень.

Предприниматели обычно называют эти обозначения по-другому: слоган, логотип, бренд, торговая марка и т.д. Из-за этого может возникать немалая путаница, с которой мы попытались разобраться в статье о том, что именно можно зарегистрировать в качестве товарного знака. В этой же статье мы охарактеризуем основные виды товарных знаков с точки зрения законодательства (и приведем несколько примеров их регистраций).

Словесные обозначения, которые регистрируются в качестве товарных знаков, могут включать в себя слова, словосочетания, предложения и другие лингвистические единицы. Например, в качестве словесных товарных знаков зарегистрированы обозначения Смешарики-Малышарики или ШУСТОВЪ УРАЛЬСКАЯ БРУСНИКА.

Правда, далеко не всякое словесное обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Близкие сердцу российских производителей буквенные обозначения, состоящие исключительно из согласных звуков, - например, "РХП", "ККМ", "ТПР" или "ЧВФД", - с точки зрения Роспатента, не обладают словесным характером и не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.

Изобразительные обозначения, которые регистрируется в качестве товарных знаков, могут включать в себя изображение фигур, пятен, живых существ, различные формы, сочетание линий, и т.д. Такие обозначения вовсе не включают слов - в качестве примера можно привести товарный знак горнодобывающей компании "Сибирь".

Но, как и в случае со словесными обозначениями, далеко не всякую картинку можно зарегистрировать как товарный знак. Исключениями будут, например, фотографическое изображение вашего товара или совсем простые геометрические фигуры (круг, треугольник и т.д.).

К комбинированным обозначениям, регистрируемым в качестве товарных знаков, относятся самые разные сочетания словесных и изобразительных элементов. Предприниматели регистрируют товарные знаки, объединяющие в своем составе сразу логотип и название компании, эмблему и слоган, многие другие сочетания текстовых и графических элементов. Примером комбинированного обозначения может служить сочетание слова Apple и изображения надкусанного яблока, или "яблочная" же регистрация товарного знака из более недавней практики Роспатента - изображение надкусанного яблока и слово Watch.

К объемным обозначениям, регистрируемым в качестве товарных знаков, относятся трехмерные объекты, комбинации фигур, линий. Приведем несколько нестандартных примеров:

Регистрируются в качестве товарных знаков и весьма экзотические обозначения. Так, например, в качестве звукового товарного знака зарегистрировано мурлыканье кошки (товарный знак № 262372). В соответствии со всеми правилами регистрации звуковых обозначений в качестве товарных знаков, к заявочным материалам по этой заявке приложена аудиозапись заявляемого музыкального знака и нотная версия его исполнения. Аналогичный пример звукового товарного знака - известная музыкальная заставка радио «Маяк», обладающая высокой узнаваемостью в целевом сегменте потребителей. Говоря более широко, следует отметить, что в качестве товарных знаков могут регистрироваться аудиовизуальные заставки в целом. Например, зарегистрированы и имеют правовую охрану аудиоряд и видеозаставка телеканала СТС.

Запах также может быть зарегистрирован в качестве товарного знака, который называется обонятельным. Успешное осуществление регистрации такого товарного знака потребует тщательного доказательства того факта, что указанный запах (аромат) у потребителей ассоциируется с конкретной компанией-производителем. Не удастся зарегистрировать в качестве товарного знака запах, характеризующий товар вне зависимости от его производителя: например, запах кожи для обуви или запах фруктов для фруктового сока.

Товарные знаки, состоящие исключительно из одного или нескольких цветов, заявляются на регистрацию сравнительно редко. Примерами таких товарных знаков могут служить красный цвет в отношении автомобилей Феррари (№ 275853), красный цвет подошвы туфель LaBoutin (№ 1031242). В российском правовом поле можно вспомнить, например, желто-черный товарный знак компании «Вымпелком» (бренд «Билайн»).

Зарегистрировать свой товарный знак можно здесь

Похожие статьи:
В июне 2024 года было объявлено о начале разработки нормативного документа, который предусматривает повышение государственных пошлин за регистрацию товарного знака. В середине сентября соответствующее...
Товарные знаки
Как изменятся госпошлины за регистрацию товарного знака?
Издательство может защитить свою интеллектуальную собственность, зарегистрировав в Роспатенте необходимые товарные знаки, промышленные образцы и программы для ЭВМ. А можно примеры уже зарегистрированных брендов?...
Товарные знаки
Как издательству защитить свою интеллектуальную собственность
Если вы хотите успешно развиваться, расширять регионы своего присутствия и не бояться патентных троллей и агрессивных конкурентов, то вам необходимо оформить собственный товарный знак в Роспатенте. Регистрация...
Товарные знаки
Как ортопедическому салону защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Зарегистрированный в Роспатенте бренд ателье по пошиву одежды защитит ваше дело от конкурентов и «патентных троллей». Вы сможете вкладывать дополнительные деньги в расширение, не опасаясь «перехвата» своего...
Товарные знаки
Почему ателье по пошиву одежды нужен товарный знак?
Если вы решили выйти на иностранные рынки, то товарный знак жизненно необходим. И не только для продаж на маркетплейсах. Работа с зарубежными партнерами без надлежащей защиты своего бренда в локальном Патентном...
Товарные знаки
Нужен ли мне товарный знак для торговли на зарубежных маркетплейсах?
International Standard Name Identifier (ISNI) — это единая международная система идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности. Простыми словами — это реестр и платформа для создателей различного...
Товарные знаки
Какую пользу приносит внесение фамилии и имени или псевдонима в ISNI?
Регистрация товарного знака необходима, чтобы обезопасить свое дело от конкурентов и «патентных троллей». Если какая-нибудь фирма незаконно использует ваш бренд, то вы сможете не только пресечь эти действия, но и...
Товарные знаки
Как антикварному магазину защитить свою интеллектуальную собственность
О конфискации речи не идет, но могут «заморозить» ряд прав собственников брендов. В некоторых недружественных зарубежных юрисдикциях такие санкции применили к российским компаниям и их интеллектуальной...
Товарные знаки
Могут ли у меня конфисковать товарный знак за рубежом?
Надо понимать, что самое эффективное средство защиты своего бизнеса — юридическое оформление объектов интеллектуальной собственности в установленном законом порядке. Товарный знак службы доставки следует...
Товарные знаки
Как службе доставки защитить свой бизнес?
В российском праве к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио- или видеопрограмма, кинохроникальная программа. Также в этот список...
Товарные знаки
Как СМИ защитить свою интеллектуальную собственность
Собираетесь развивать свое дело, помогая людям лучше видеть? Тогда вам необходимо зарегистрировать собственный товарный знак. Это убережет ваше предприятие от недобросовестных конкурентов и патентных троллей,...
Товарные знаки
Как оптике защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Развитие любого бизнеса предусматривает необходимость учета ряда юридических моментов. Одним из них является защита интеллектуальной собственности. Руководство автосервиса может зарегистрировать товарный знак,...
Товарные знаки
Как автосервису защитить свою интеллектуальную собственность
Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака дает вашему бизнесу сразу несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, защищает дело от патентных троллей и от ушлых конкурентов. Вы сможете вкладывать...
Товарные знаки
Почему похоронному бюро нужен товарный знак
К сожалению, все не так просто. То, что Вы уже работаете с этим названием на рынке, к сожалению, не мешает другим зарегистрировать такое же название на себя. Так как права на знак закрепляются за Вами только после...
Товарные знаки
Зачем регистрировать товарный знак, если компания уже фигурирует на рынке с ним много лет?
Как и любая другая компания, кадровое агентство может защитить в Роспатенте любую свою интеллектуальную собственность, получив патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также свидетельства на...
Товарные знаки
Как кадровому агентству защитить свою интеллектуальную собственность
Оглавление Что такое товарный знак Виды товарных знаков Для чего регистрировать Как использовать зарегистрированный товарный знак Что еще нужно знать про товарный знак Внесение в ТРОИС Передача прав на...
Товарные знаки
Что нужно знать про товарный знак: все аспекты в одной статье
Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно. Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на...
Товарные знаки
Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
Свидетельство о регистрации товарного знака — это надежная защита от патентных троллей и ушлых конкурентов, стремящихся перехватить раскручиваемый бренд. Ведь если правообладатель выявит факты нарушения его...
Товарные знаки
Почему аудитору нужен товарный знак
Свой зарегистрированный бренд обезопасит любого риелтора от ушлых конкурентов и патентных троллей: ни один из них не посмеет перехватить ваш товарный знак. Если же все-таки и произойдет нарушение ваших прав, то...
Товарные знаки
Почему риелтору нужен товарный знак
Если вы хотите развиваться в сфере типографских услуг, открывать новые подразделения в других регионах (в том числе по франшизе), вкладывая дополнительные средства в рекламную раскрутку онлайн и оффлайн, то...
Товарные знаки
Нужен ли типографии или копировальному центру товарный знак?
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!