Журнал
8 800 700-55-29
Товарные знаки05 марта 2025

Какие виды франчайзинга бывают

8 минут

8 минут

Франчайзинг — используемое обиходное англоязычное наименование конструкции правоотношений (franchising), предполагающей, что одна сторона (правообладатель, франчайзер) передает другой стороне (партнер, франчайзи) комплекс исключительных прав за установленную в контракте плату. В судебной практике франчайзинг тождественен договору коммерческой концессии.

В специальной юридической литературе франчайзинг разделяют на несколько видов.

Первый — товарный. Схема здесь такая: франчайзер создает товары, его партнер присоединяется к их продаже. При этом у производителя остаются правомочия контроля всей процедуры сбыта. Примеры того, как этот формат реализуется:

  • деятельность нефтяных корпораций. Они предлагают свою продукцию в сети автозаправочных станций, которые являются чаще всего франчайзи-партнерами;
  • компания, предлагающая продукцию по единой низкой цене (Fix Price).

Второй — производственный. Франчайзер передает своему партнеру исключительные права, которые нужны для создания определенной продукции. Наиболее яркий пример такого формата франшизы — заводы Coca-Cola, PepsiCo, а также предприятия, занимающиеся производством стройматериалов, мебели, профессиональной химии. Особенность данного подвида франчайзинга в том, что правообладатель передает контрагенту не только право использовать товарные знаки по лицензионному договору, но и иные объекты интеллектуальной собственности (патенты, ноу-хау), которые нужны для производства.

Третий — сервисный. Партнер имеет право использовать бренд при оказании определенных услуг потребителям.

Подобный вариант франчайзинга используется:

  • в автомобильной сфере — обслуживание приобретенного покупателем транспортного средства происходит чаще всего не у завода-изготовителя, а в специальной сети сервисного обслуживания;
  • у туристических компаний (как пример: Tez Tour), фитнес-клубов (World Class), химчисток, салонов красоты и так далее.

Четвертый — деловой. Франчайзер предоставляет своему партнеру определенную бизнес-модель, а также — взаимосвязанные с ней права интеллектуальной собственности. Подобный подвид франчайзинга применяется активно в сфере общественного питания. 

И, разумеется, франшиза невозможна юридически без оформленных товарных знаков, а в случае реального производства еще и патентов. Зарегистрировать товарный знак можно здесь. А если нужно юридически правильно оформить лицензионный договор, то вам сюда.