Кому принадлежат коты в Интернете? Секрет успеха кошачьего бизнеса
Человечество практически без ума от кошек. Исследования 2019 года, проведенные РИА Новости, говорят, что в России кошек почти в два раза больше, чем собак, — 33,7 миллиона против 18,9 миллиона. Ничего удивительного, что любовь к котам распространилась на Интернет и далее, принимая новые формы. Более того, на любви к кошкам можно заработать. В чем их секрет? Владельцы и создатели большинства известных вам Интернет-котов выбирают регистрацию товарных знаков.
Сердитая кошка/Grumpy Cat
Сердитая кошка Тардар – один из самых известных и удачно монетизированных котов. Демотиваторы с Grumpy Cat стали самым популярным мемом 2012 года. Книга о ней вышла на 15 языках, был снят фильм, количество коллабораций с известными брендами стремится к бесконечности, включая производителя корма Friskies.
Мое кошачье дело. В январе 2018 года владелица кошки смогла получить компенсацию в размере 710 тысяч долларов США за нарушение интеллектуальных прав. Кофейня Grenade использовала образ "сердитой" кошки на упаковках кофейных зерен, футболках и других товарах, не предусмотренных лицензионным соглашением.
К сожалению, кошачий век недолог – в 2019 году Тардар покинула этот мир, но не сердца пользователей Интернета. Появляются новые товары с ее изображением, а количество подписчиков официальной страницы в Facebook превышает 8 млн, Instagram 2,5 млн. По слухам, кошка уже принесла своей хозяйке более 100 млн долларов США.
Обратите внимание, что имя кошки зарегистрировано как товарный знак - Grumpy Cat сопровождается буквой R в кружочке.
Наташ, мы все уронили
На фоне новостей о коронавирусе Covid-19 и обвале рубля, мем про Наташу и котов стал невероятно популярным. Пользователи Интернета начали предлагать свои версии под различные жизненные ситуации.
Автор кошачьего мема, Дарья Бородулина, подала заявку на регистрацию товарного знака.
Если посмотреть на выбранные классы МКТУ, то мы предположим, что вскоре можно будет пополнить свой гардероб одеждой с легендарной фразой (и, вероятно, с котами). Ждем...
Ничосе! На меме "Ничосе!" зарабатывает кто угодно, но только не автор. К сожалению, Дарья Барсук не зарегистрировала изображение эмоционального существа со вскинутыми руками в качестве товарного знака. Спустя столько лет мем все еще популярен и существует в виде стикеров ВК и Телеграме.
Pusheen the cat/Пушин кэт
В 2010 году Клэр Белтон (Claire Belton) и Эндрю Дафф (Andrew Duff) начали публиковать в соцсетях и мессенджерах короткие комиксы и стикеры о жизни очаровательной Пушин кэт (Pusheen the cat). Спустя более десяти лет поклонники по всему миру продолжают активно покупать игрушки, одежду, книги и разнообразные аксессуары с персонажами и следят за новыми выпусками в соцсетях.
Сберкот
У Сбера (ранее – Сбербанк) тоже есть свой кот – Сберкот (товарный знак №703791). Наборы стикеров с обаятельными брендированными котами доступны ВКонтакте.
Лучшие котики всегда под охраной
Наверняка вы уже обратили внимание, что во всех приведенных примерах котики и их имена зарегистрированы как товарные знаки.
Авторского права, которое возникает в момент создания произведения, может быть недостаточно для серьезных целей.
Например, авторские права не распространяются на слова, названия, словосочетания. Даже если это придуманное вами слово, которое не существует ни в одном языке мира. Также у авторских прав отсутствует понятие "похожести". То есть в случае использования очень похожего изображения вашего кота (другой цвет, немного иная стилизация), доказать нарушение будет сложно.
защищать свои права в случае их нарушения и запрещать использовать кота без разрешения, убирать с полок онлайн и офлайн-магазинов поддельную продукцию
получать компенсацию в размере до 5 млн руб. за одно нарушение.
уверенно запускать новые коллаборации и заключать лицензии - продажа мерча, совместные проекты с другими брендами
Кстати, отсутствие регистрации увеличивает риск, что недобросовестный конкурент зарегистрирует вашего кота на себя. Доказать вашу правоту возможно, но это потребует сил, денег и времени. Так что проще подстраховаться и оформить все заранее. Подать заявку на регистрацию можете прямо сейчас через личный кабинет Онлайн Патента. Также вы можете проверить свое обозначение по базе Роспатента на совпадение с уже зарегистрированными товарными знаками в нашем онлайн-поиске.
Сейчас мы попросим у вас доступ к вашему аккаунту ВКонтакте. Нажмите «Разрешить», чтобы сервис SMM-Броня смог проанализировать вашу группу. Онлайн Патент использует официальные ресурсы доступа ВКонтакте и не собирает ваши личные данные.