Кому принадлежат коты в Интернете? Секрет успеха кошачьего бизнеса
Человечество практически без ума от кошек. Исследования 2019 года, проведенные РИА Новости, говорят, что в России кошек почти в два раза больше, чем собак, — 33,7 миллиона против 18,9 миллиона. Ничего удивительного, что любовь к котам распространилась на Интернет и далее, принимая новые формы. Более того, на любви к кошкам можно заработать. В чем их секрет? Владельцы и создатели большинства известных вам Интернет-котов выбирают регистрацию товарных знаков.
Сердитая кошка/Grumpy Cat
Сердитая кошка Тардар – один из самых известных и удачно монетизированных котов. Демотиваторы с Grumpy Cat стали самым популярным мемом 2012 года. Книга о ней вышла на 15 языках, был снят фильм, количество коллабораций с известными брендами стремится к бесконечности, включая производителя корма Friskies.
Хмурая мордочка – это товарный знак №5073528
Мое кошачье дело. В январе 2018 года владелица кошки смогла получить компенсацию в размере 710 тысяч долларов США за нарушение интеллектуальных прав. Кофейня Grenade использовала образ "сердитой" кошки на упаковках кофейных зерен, футболках и других товарах, не предусмотренных лицензионным соглашением.
К сожалению, кошачий век недолог – в 2019 году Тардар покинула этот мир, но не сердца пользователей Интернета. Появляются новые товары с ее изображением, а количество подписчиков официальной страницы в Facebook превышает 8 млн, Instagram 2,5 млн. По слухам, кошка уже принесла своей хозяйке более 100 млн долларов США.
Обратите внимание, что имя кошки зарегистрировано как товарный знак - Grumpy Cat сопровождается буквой R в кружочке.
Наташ, мы все уронили
На фоне новостей о коронавирусе Covid-19 и обвале рубля, мем про Наташу и котов стал невероятно популярным. Пользователи Интернета начали предлагать свои версии под различные жизненные ситуации.
Автор кошачьего мема, Дарья Бородулина, подала заявку на регистрацию товарного знака.
Товарный знак № 858104
Если посмотреть на выбранные классы МКТУ, то мы предположим, что вскоре можно будет пополнить свой гардероб одеждой с легендарной фразой (и, вероятно, с котами). Ждем...
Ничосе! На меме "Ничосе!" зарабатывает кто угодно, но только не автор. К сожалению, Дарья Барсук не зарегистрировала изображение эмоционального существа со вскинутыми руками в качестве товарного знака. Спустя столько лет мем все еще популярен и существует в виде стикеров ВК и Телеграме.
Pusheen the cat/Пушин кэт
В 2010 году Клэр Белтон (Claire Belton) и Эндрю Дафф (Andrew Duff) начали публиковать в соцсетях и мессенджерах короткие комиксы и стикеры о жизни очаровательной Пушин кэт (Pusheen the cat). Спустя более десяти лет поклонники по всему миру продолжают активно покупать игрушки, одежду, книги и разнообразные аксессуары с персонажами и следят за новыми выпусками в соцсетях.
Имя кошки PUSHEEN зарегистрировано как товарный знак № 1332375
Изображение кошки Пушин кэт зарегистрировано как товарный знак №4217457Лишь малая часть ассортимента официального магазина.
Сберкот
У Сбера (ранее – Сбербанк) тоже есть свой кот – Сберкот (товарный знак №703791). Наборы стикеров с обаятельными брендированными котами доступны ВКонтакте.
Примеры из стикерпака. Образы котиков зарегистрированы как товарные знаки №719844 и №720880
Лучшие котики всегда под охраной
Наверняка вы уже обратили внимание, что во всех приведенных примерах котики и их имена зарегистрированы как товарные знаки.
Авторского права, которое возникает в момент создания произведения, может быть недостаточно для серьезных целей.
Например, авторские права не распространяются на слова, названия, словосочетания. Даже если это придуманное вами слово, которое не существует ни в одном языке мира. Также у авторских прав отсутствует понятие "похожести". То есть в случае использования очень похожего изображения вашего кота (другой цвет, немного иная стилизация), доказать нарушение будет сложно.
защищать свои права в случае их нарушения и запрещать использовать кота без разрешения, убирать с полок онлайн и офлайн-магазинов поддельную продукцию
получать компенсацию в размере до 5 млн руб. за одно нарушение.
уверенно запускать новые коллаборации и заключать лицензии - продажа мерча, совместные проекты с другими брендами
Кстати, отсутствие регистрации увеличивает риск, что недобросовестный конкурент зарегистрирует вашего кота на себя. Доказать вашу правоту возможно, но это потребует сил, денег и времени. Так что проще подстраховаться и оформить все заранее. Подать заявку на регистрацию можете прямо сейчас через личный кабинет Онлайн Патента. Также вы можете проверить свое обозначение по базе Роспатента на совпадение с уже зарегистрированными товарными знаками в нашем онлайн-поиске.