Чужой бренд в мета-тегах: чем это грозит владельцу сайта?
Использование чужого товарного знака в
служебных тегах HTML-кода
или скрытом коде сайта - такое же нарушение прав на товарный знак, как и прямое размещение его на сайте или в контекстной рекламе. Не ожидали? Читайте врезку - сейчас такие нарушения караются вполне реальными компенсациями в размере до 5 млн руб.
2 миллиона рублей за чужой бренд в исходном коде. Новосибирская компания ООО «Терма» использовала слово «Mobiba» в служебных HTML-тегах и исходном коде сайта при наличии у конкурента товарного знака Mobiba (товарный знак № 332445). Арбитражный суд признал факт нарушения исключительных прав на товарный знак и поставил взыскать 2 миллиона рублей компенсации за незаконное использование товарного знака (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 июля 2018 г. по делу N A45-5897/2018).
Тем не менее, паниковать рано - даже если вы не знаете, что такое мета-теги, потому что все работы по поисковой оптимизации выполняет подрядчик, и не уверены, не нарушаете ли чьи-то права прямо сейчас. В этой статье мы расскажем все детали и сориентируем, что делать.
Что такое мета-теги?
Мета-теги (meta tags) – это HTML-теги разметки страницы, определяющие ее свойства. Они сообщают поисковым системам, специализированному программному обеспечению, браузерам и т.п. определенные данные для того, чтобы те правильно считали и обработали страницу.
Мета-тегов существует множество, но нас интересуют, в первую очередь, такие мета-теги как Title, Description и Keywords, которые непосредственно влияют на продвижение сайта.
- title — определяет название страницы в окне браузера, и заголовок сниппета в результатах поиска. Имеет важное значение в определении релевантности страницы.
- meta name=description — краткое описание страницы. Его содержание выводится в результатах поиска, может использоваться в сниппетах. Неправильное заполнение этого тега может стать одной из причин удаления страниц из результатов поиска (например, если описание не соответствует содержимому).
- meta name=keywords — буквально, ключевые слова, описывающие содержимое страницы. Может использоваться поисковыми системами при ранжировании, но эта вероятность все больше стремится к нулю.
Как проверить мета-теги на сайте?
Один из самых простых способов проверки вышеперечисленных тегов (title, description, keywords) какой-либо страницы сайта — просмотр исходного кода. Это очень просто, поэтому в случае обнаружения нарушений зафиксировать их тоже не составляет проблемы.
Как посмотреть исходный код:
- Зайдите на нужную вам страницу сайта,
- Нажмите правую кнопку мышки и выберите «Просмотр кода страницы»,
- В открывшейся вкладке вы увидите метатеги.
Лайфхак: проверить тайтл (title) можно, просто наведя на вкладку браузера - этого достаточно, чтобы увидеть заголовок.
Таким образом можно легко проверить, нет ли каких-то нарушений на вашем собственном сайте, и заодно предупредить исполнителей, занимающихся SEO, что с товарными знаками лучше не шутить.
Что делать, если вы обнаружили свой товарный знак в коде на чужом сайте?
Заодно расскажем, что делать в обратной ситуации - если чужой товарный знак используете не вы, а ваши прямые конкуренты. Такие методы перехвата трафика могут использоваться недобросовестно или по незнанию, но порядок ваших действий всегда одинаков:
- Зафиксируйте нарушение (например, сделайте скриншоты исходного кода, результатов поиска и т.п.)
- Напишите претензию с требованием убрать из исходного кода ваш товарный знак, приложите к ней правоустанавливающий документ (Свидетельство о регистрации товарного знака).
- Направьте претензию нарушителю и ожидайте реакции. Скорее всего, он либо уберет нарушение, либо попробует с вами договориться.
- Если переговоры по любым причинам на задались, смело обращайтесь в суд - положительная судебная практика на вашей стороне, и дело Мобибы против Термы дает яркий тому пример.
Будьте внимательны - использование чужих товарных знаков опасно, а наличие собственного товарного знака наделяет вас эффективным оружием для борьбы с конкурентами :) Кстати, неявные нарушения работают не только для мета-тегов, но, с недавних пор, и для ключевых слов в контекстной рекламе - подробнее об этом в нашей статье о блокировке рекламы "по конкурентам".
Зарегистрировать
свой товарный знак можно здесь.