Может ли учредитель юрлица перерегистрировать на себя товарные знаки компании?
Такое возможно: исключительное право на товарный знак может отчуждаться или другими способами переходить от одного лица к другому (пункт 4 статьи 129, статья 1241 Гражданского Кодекса РФ).
Однако эта концепция имеет некоторые дополнительные условия. Например, если изначально бренд был зарегистрирован на ООО (общества с ограниченной ответственностью — самая популярная в России организационно-правовая форма юрлица), то в этом случае граждане-соучредители компании могут использовать товарный знак при наличии лицензионного договора и регистрации его в Роспатенте. Важно учитывать, что процедура оформления лицензионного договора предусматривает необходимость составления протокола общего собрания, иначе подобную манипуляцию с товарным знаком иногда можно квалифицировать как сделку с заинтересованностью в суде (статья 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Возможно, что стоит сразу же зарегистрировать товарный знак на учредителя?
1. Регистрация товарного знака фирмы на учредителя — это путь снижения возможных рисков потери товарного знака. Если через некоторое время один из учредителей выйдет из состава основателей ООО, то придуманный бренд останется за ним.
2. Если Вы являетесь ИП, владеете в ООО долей менее 50%, то регистрация товарного знака на себя — это один из способов снижения налогообложения созданной вами компании. Важно помнить, что в этой конструкции ООО должно действовать по общей системе налогообложения, ИП — работать с «упрощенной». Юридический формат взаимодействия субъектов будет таким:
- ООО заключает лицензионный договор с ИП, владеющим брендом на законных основаниях;
- ООО использует товарный знак в своей деятельности, выплачивая предусмотренную договором сумму.
Эксперты указывают, что это действие позволяет экономить от 5 млн рублей в год. Единственное — размер выплат за передаваемый бренд должен быть разумен.
3. Если директор-учредитель компании, являясь индивидуальным предпринимателем, работающим в сфере, сопряженной с деятельностью своей фирмы, решает зарегистрировать сходный с ООО бренд на себя (и с явным желанием перевести на себя клиентскую базу юрлица), то другие участники общества с ограниченной ответственностью могут заявить о злоупотреблении правом и оспорить произведенную комбинацию через суд. В это же время — передача права на товарный знак по франшизе между директором ООО и ИП (если эти субъекты — одно лицо) допустима.
4. Еще один минус регистрации бренда на ИП — прямая взаимосвязь товарного знака и личности правообладателя. Если с ним что-то случится, то тогда все права на бренд передаются по наследству. Учрежденная компания никак не сможет повлиять на ситуацию.
Подготовить лицензионный договор и зарегистрировать его в Роспатенте можно здесь.