Можно ли использовать имя исторической личности как товарный знак?
По этому поводу есть достаточно четкий ответ законодателя в статье 1483 Гражданского кодекса РФ.
Нельзя регистрировать обозначения, тождественные:
- названию известного в РФ произведения науки, искусства, литературы, цитате из такого произведения без согласия правообладателя (если права на результаты творчества возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака);
- имени, псевдониму или производному обозначению, портрету или факсимиле известного в РФ лица (если субъект или его наследник не даст на это разрешение).
Основываясь на этих позициях, а также на положениях части 3 (которая гласит, что регистрация не осуществляется при противоречии предлагаемого бренда общественным интересам), Роспатент иногда отказывает в оформлении тем, кто собирается в коммерческом деле использовать имя исторической личности.
Доказывать свою правоту бизнесу приходится, например, в Палате по патентным спорам ФИПС.
Так, курская общественная организация «Союз предпринимателей», ссылаясь на «КонсультантПлюс» пишет, что успехом завершились три дела, в которых коммерсанты пытались оформить имена «Кулибин», «Суворов» и «Пушкин» как товарные знаки.
В первом кейсе — Роспатент заявил, что бизнесмен не носит фамилии «Кулибин», что может ввести потребителя в заблуждение.
Однако коллегия Палаты по патентным спорам с этим не согласилась. Заявитель, отметили представители Палаты, занимается подтвержденной Роспатентом разработкой и усовершенствованием ручных инструментов. Соответственно, выбор фамилии изобретателя справедлив, репутация личности Кулибина не пострадает.
Во втором деле — Роспатент указал на то, что Суворов — это часть истории РФ, регистрация имени как товарного знака противоречит общественным интересам. Однако Коллегия палаты по патентным спорам с этим не согласилась, так как владелец предприятия — гражданин по фамилии Суворов. Эта же фамилия присутствует и в названии фирмы. Внесение имени бизнесмена в состав бренда является гарантией высокого качества выпускаемой продукции. Обозначение не противоречит общественным интересам, так как заявитель не будет использовать репутацию полководца при выпуске своего товара.
В третьем деле — Роспатент посчитал невозможным регистрацию товарного знака «Парадный Пушкин». Коллегия это решение отменила, так как Пушкин — это не только поэт, но и город, в котором заявитель хотел реализовать свой проект. Кроме того, чиновники обратили внимание на то, что со стороны потомков прославленного поэта никаких претензий не поступало.
Опять-таки, ничто не мешает использовать исторические имена, никак не связанные с Россией. Но, прежде чем подавать заявку, лучше провести предварительный патентный поиск. И лишь потом подавать заявку. Сделать это можно здесь.