Можно ли использовать имя знаменитости в рекламе или меме?
9 минут
В последнее время имя одной известной поп-певицы, которой вернули квартиру за 112 млн рублей, всплывает в информационном пространстве достаточно часто. Но разрешается ли его использовать?
Если кратко, то не всегда.
Использование без разрешения одинакового или похожего обозначения в тех же сферах, где был зарегистрирован бренд, — может привести бизнес к многомиллионному иску со стороны правообладателя. У упоминаемой артистки, кстати, два «именных» товарных знака, правовая защита которых распространяется на огромное число сфер: тут и алкоголь, и кофе, и фармацевтические препараты, и даже реклама в оффлайне и онлайне.
Это означает, что фамилию и имя звезды использовать в рекламе другой фирмы нельзя?
Да. Потому что — за это можно получить иск в суд. Разрешения же эта артистка на размещение своего имени-бренда в чужой рекламе не давала…
Конечно, фирмы всегда могут заявить о том, что размещенное:
- Имеет двоякое значение (особенно — если все решается ударением на тот или иной слог);
- Или относится к разряду шутки.
Однако все эти доводы могут не произвести никакого впечатления на правоприменителя.
И много ли артистов, у которых есть свои товарные знаки?
Много. Здесь и Григорий Лепс (на него зарегистрированы не только имя и фамилия, но и такие фразы, как «Рождество с Григорием Лепсом», «COSMOS GIRLS»), и Павел Деревянко (Pablo D.), и многие другие.
Некоторые регистрируют не просто свои имена, но и гербы, строчки из когда-то исполненных хитов и даже баронские титулы.
А с фотографиями что делать?
Если автор (или — владелец прав) не одобрил размещение подобного (или модифицированного в мем) контента на площадке, то уже это считается нарушением.
Несоблюдение авторских прав грозит необходимостью выплаты компенсации. Ее размер варьируется от 10 тысяч рублей до нескольких миллионов.
Интересно отметить, что ряд артистов уже начали оформлять свои образы как товарные знаки: так поступила, например, певица MIA BOYKA, зарегистрировавшая в Роспатенте свой внешний облик с синими волосами. Можно предположить, что за ретрансляцию образа без разрешения — возможны иски в суд по причине нарушения интеллектуальных прав на товарный знак.
И что же делать перед запуском рекламы или размещением фото?
Лучший вариант — проверить, не оформлен ли рассматриваемый товарный знак в Роспатенте. Для этого:
- перейдите по этой ссылке;
- введите интересующее вас слово или имя;
- получите бесплатно информацию о зарегистрированных брендах.
Похожие статьи:

10 минут
Я хочу купить товарный знак. Что нужно проверить перед сделкой?

9 минут
Кто-то присвоил мое имя (псевдоним), что мне делать?
.png&w=256&q=80)
14 минут
Товарный знак и сертификация: с чего начать продвижение продукта

12 минут
Что делать, если бывший сотрудник или партнер регистрирует мой бренд на себя?
.jpg&w=1920&q=75)