Можно ли использовать в товарном знаке название географического объекта (города, страны)?
Ответ на этот вопрос, как и многие вопросы регистрации товарных знаков, не всегда однозначен и в значительной мере зависит от того, какое конкретно наименование географического объекта вы хотите использовать, в отношении каких товаров и услуг регистрируется ваш товарный знак, а также от того, кто является заявителем по заявке на регистрацию товарного знака и каково место нахождения заявителя.
Не допускается государственная регистрация товарных знаков состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на место их производства или сбыта (по тексту ст. 1483 ГК РФ).
Если вы всерьез задумались о том, чтобы зарегистрировать товарный знак, содержащий наименование города, реки или равнины, то вам нужно ответить на несколько важных вопросов.
1. Описывает ли выбранное вами географическое наименование фактическое место производства товаров, которые вы планируете продавать под этим брендом, или место вашего нахождения?
Например, обозначения "Урал" или "Уральский камень" трудно будет зарегистрировать для такой группы товаров, как изделия из натуральных камней. Такой товарный знак напрямую описывает место добычи и обработки камней, и не будет охраноспособным в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.
Однако, например, для компьютерной техники такой товарный знак вполне может быть зарегистрирован. Но только при том условии, если предприятие-заявитель фактически будет располагаться на Урале. Если заявка поступит от какого-либо крупного международного производителя микропроцессорной техники (например, Intel или AMD), то ей безусловно будет отказано, поскольку товарный знак будет вводить потребителя в заблуждение относительно места производства товара.
2. Связаны ли характеристики товаров, которые вы планируете продавать, с выбранным вами для бренда географическим наименованием?
Например, обозначение "Вологда" не будет зарегистрировано для товаров "масло" или "кружево", вне зависимости от того, где располагается заявитель. Потребителям широко известен бренд "вологодского кружева", и давать преимущества лишь одному из производителей, предоставив ему регистрацию товарного знака, - было бы нецелесообразно. В случае с "вологодским маслом", препятствием для регистрации станет зарегистрированное наименование места происхождения товара "ВОЛОГОДСКОЕ МАСЛО".
В то же время, обозначение "ИРТЫШ" вполне может быть зарегистрировано для сварочных аппаратов (пример - регистрация товарного знака № 558024). В рассматриваемом примере, регистрации способствовало также прямое включение слова "ИРТЫШ" в фирменное наименование компании-заявителя (ООО "ИРТЫШ-ПРОЕКТ") и то, что компания фактически находится в Омской области, а следовательно, указание на реку Иртыш не вводит потребителя в заблуждение о возможном месте ее нахождения.
Резюмируя, заметим, что использовать географическое наименование в составе товарного знака, скорее всего, возможно, если такое наименование:
- не будет восприниматься как указание на место производства товара или нахождения заявителя,
- будет заявляться в отношении товаров, характеристики которых не связаны с географическим наименованием.
Однако каждый случай весьма индивидуален и до подачи заявки на регистрацию товарного знака, содержащего географическое наименование, всегда целесообразно проконсультироваться с патентным поверенным. Такая предварительная консультация позволит убедиться в наличии возможности для регистрации товарного знака, сэкономить ваши время и деньги.
Зарегистрировать
свой товарный знак можно здесь.