Можно ли заблокировать группу в социальной сети, копирующую наш товарный знак?
Что делать, если название вашей компании и ее бренд используют другие люди в продвижении аналогичных вашим товаров и услуг в социальных сетях? Вы можете использовать юридические инструменты в виде товарного знака. Судя по практике работы социальной сети, товарный знак — это однозначное основание для достаточно радикальных действий со стороны администрации ВК по блокировке страниц и смене администраторов.
Практически у каждой организации есть группа, сообщество или страница во ВКонтакте или Facebook, особенно если вы — компания с фокусом на b2c. Поэтому без свидетельства о регистрации товарного знака, подтверждающего ваши права на название сообщества и уникальный URL, вы работаете в зоне постоянного риска. Конкуренты могут ввести в заблуждение ваших возможных клиентов: прикинуться в соцсетях вами.
Как это делается на практике? У страницы в социальной сети есть несколько уникальных идентификаторов: название (находится в верхней части страницы и индексируется поисковыми системами), логотип (часто используется в качестве аватара), и поддоменное имя, или короткий URL, как его обычно называют. Ничто не мешает повторить ваш бренд, скопировав название и логотип. А обзавестись более-менее близким по смыслу и по написанию поддоменным именем так и вовсе дело техники: торговля ими — распространенный вид онлайн-бизнеса. Реально ли защитить свои права на бренд? Да, но только при том условии, что ваш бренд оформлен и зарегистрирован.
Что требуется сделать для того, чтобы ВКонтакте стал вашим союзником в борьбе против «левых» групп? Вам предстоит:
- проверить, есть ли у вас зарегистрированный товарный знак. Если товарного знака нет, предъявлять какие бы то ни было претензии будет сложно.
- если товарный знак у вашей компании есть — проверить его состоятельность для выдвижения претензий. Конфликтующие сообщества должны заниматься продвижением тех же товаров и услуг, что и ваша компания, а название сообщества, его логотип и/или поддоменное имя должны быть похожи на ваш товарный знак или копировать его.
Если оба условия выполнены, вы можете подавать заявление о нарушении ваших прав в администрацию ВКонтакте. По результатам его рассмотрения могут быть приняты несколько различных решений. Правила социальной сети допускают, например, следующие административные действия по пресечению нарушения законных прав и интересов третьих лиц, осуществляемые по их заявлению:
- удалить являющийся предметом обращения контент со страницы сообщества и/или блокировать доступ к нему;
- блокировать доступ конкретных пользователей к странице сообщества;
- блокировать доступ пользователя, осуществляющего администрирование сообщества, к сообществу;
- временно запретить публикацию любых ссылок в сообществе;
- исключить сообщество из системы поиска и/или заблокировать сообщество;
- передать права администрирования сообщества и зарегистрированное поддоменное имя законному правообладателю, подтвердившему права на контент сообщества или товарный знак, используемый в поддоменном имени сообщества.
Шестой вариант работает в обе стороны. Им может воспользоваться предприимчивый конкурент или безответственный заказчик, если окажется расторопнее вас.
Обратите внимание, что не все паблики вообще могут зарегистрировать товарный знак. Например, Неприличные анекдоты или Популярная музыка имеют неохраноспособные названия, свидетельства о регистрации товарных знаков для них получить удастся только в комбинации с логотипами.
Если у вас есть раскрученная группа ВКонтакте и вы не хотите ее потерять — вам нужно регистрировать товарный знак.
Если вы управляете сообществом, в котором рассказывается о чужом бизнесе или проекте, позаботьтесь о защите своих интересов: будь они денежными или репутационными, вы всегда в зоне риска и уязвимы для нечестных поступков со стороны правообладателей соответствующих товарных знаков.
Зарегистрировать
свой товарный знак вы можете здесь.