Можно ли запатентовать слово и как это сделать?
Сразу напишем, что слова в России не патентуют. Это неправильно с юридической и лингвистической точек зрения.
Если предприниматель придумал какую-либо уникальную фразу и слово, которое наиболее точно отображает суть его продукта и нигде ранее не использовалось, то зарегистрировать его как товарный знак — это самое правильное решение. Такое слово будет находиться под охраной государства. Если же кто-либо нарушит права на такую интеллектуальную собственность, он будет вынужден выплатить денежную компенсацию. Также злоумышленнику запретят использовать обозначение и заставят уничтожить товары с незаконной маркировкой.
Как запатентовать слово? Чтобы результатом интеллектуальной собственности не смогли воспользоваться конкуренты, на него нужно получить свидетельство о регистрации товарного знака. Нужно убедиться в том, что слово уникальное, нельзя, например, присвоить себе слово «вкусный» или «напиток». Это можно сделать, изучив базу Роспатента. Далее необходимо правильно подобрать МКТУ и зарегистрировать свою заявку на получение свидетельства в Роспатенте. Последний этап — получить свидетельство, подтверждающее исключительные права на интеллектуальную собственность (на фразу, словосочетание или отдельное слово). В среднем процедура занимает от 3 до 14 месяцев. Но обычно свидетельство выдают быстро.
Какие слова нельзя регистрировать в качестве товарных знаков? Те, которые: обозначают/характеризуют вид товара или услуги, являются общепринятыми, ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя, включающие официальные символы, наименования и отличительные знаки (например, «Москва»), противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, схожее с уже зарегистрированными товарными знаками или с наименованием места происхождения товаров, тождественные произведению науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, имени, псевдониму известного в России лица без его или наследников согласия
Для чего регистрировать слово в качестве товарного знака? Для защиты от недобросовестных конкурентов и для того, чтобы использовать его потом в названии бренда или на логотипе. Также это поможет развивать сеть франшиз. Если продать франшизу, но не зарегистрировать название — будут проблемы. Франчайзи может подать в суд и потребовать возмещения убытков. Кроме того, словесный товарный знак — это нематериальный актив компании.
Зарегистрировать свой товарный знак вы можете здесь.