База знаний
Товарные знаки Хотите задать вопрос?

Можно ли зарегистрировать товарный знак, который созвучен с существующим знаком, но выглядит по-другому?

На такой вопрос практически невозможно ответить, не видя тех товарных знаков, о которых идет речь. Вопрос о сходстве обозначений всегда решается субъективно, основывается на сравнении конкретной пары товарных знаков, и, к сожалению, может быть разрешен двумя экспертами (патентными поверенными, судьями и т.д.) абсолютно противоречиво.

Одно можно сказать со всей определенностью — если вы действительно хотите зарегистрировать товарный знак, который созвучен с ранее зарегистрированным товарным знаком, то пробуйте! Безусловно, регистрация вряд ли будет простой. Экспертиза Роспатента должна будет проанализировать ваш кейс и принять решение о том, является ли заявленное вами на регистрацию обозначение сходным до степени смешения с уже зарегистрированным товарным знаком.

Что следует понимать под сходством до степени смешения?

Этот термин применяется в правовых документах и означает некоторую похожесть бренда одного товара или услуги на другой (аналогичный).

Оценка «похожести» производится сразу по нескольким параметрам:

  • Словесным или графическим элементам (расположение отличительных знаков, шрифт);
  • Композиционному сочетанию вышеназванных объектов;
  • Использованию определенных цветов;
  • На основе звуковых ассоциаций между анализируемыми сравниваемыми обозначениями (сопоставляются слоги, а также составы гласных или согласных). 

Но выводы экспертизы не всегда предсказуемы и так уж просты для понимания. Весьма примечательный пример — регистрация товарных знаков "Первая раковая" и "Раковая №1".

Товарный знак № 585276 Товарный знак № 519136


Казалось бы, товарные знаки сходны и по внешнему виду, и на слух тоже воспринимаются похожими. Однако оба успешно зарегистрированы.

Еще один любопытный пример, демонстрирующий возможность успешной регистрации товарного знака, сходного с ранее зарегистрированным по звучанию, но не по начертанию, известен для немецкого химического гиганта BASF. В Российской Федерации, помимо целой серии товарных знаков немецкого концерна, зарегистрирован и действует товарный знак АО "Базовые Связи", включающий в свой состав весьма созвучное с BASF сочетание BASV.

Надо помнить, что схожие зарегистрированные товарные знаки нередко становятся причиной судебных конфликтов

В июне 2018 года ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен» обратилось в Роспатент, выступив с возражением против предоставления юридической защиты товарному знаку, зарегистрированному за ИП.

Заявитель говорил о том, что обозначение сходно до степени смешения с уже оформленными их брендами.

Роспатент отказал в удовлетворении требований, указав на то, что сходство товарных знаков не подтверждено. Тогда фирма обратилась в суд. СИП поддержал их доводы, но в Верховном Суде это решение не устояло. ВС, отправив дело на пересмотр, заключил, что сходство товарных знаков должно делаться на основе восприятия не отдельных элементов внутри бренда, а в целом (то есть на основании некоего общего впечатления от представленного обозначения). 

«Делая вывод о центральном местоположении слова «ОХОТА» в оспариваемом знаке, указывая лишь на то, что наличие слов «Афанасий» и «Выбирай Россию!» в нем не ослабляет смыслового сходства знаков, суд первой инстанции не исследовал во взаимосвязи значимость и положение всех составляющих товарный знак словесных элементов, что влияет на восприятие знака в сознании потребителей и на общее впечатление о данном товарном знаке в целом», — указал ВС.

В чем опасность официального признания товарного знака сходным до степени смешения?

Последствия однозначны: правообладатель, доказавший, что в результате смешения могут быть введены в заблуждение потребители или контрагенты, вправе потребовать полного или частичного запрета использования спорного обозначения. 

И это значит, что от регистрации похожего бренда надо отказаться?

Вовсе нет. Обратитесь к нам. Мы проведем для вас экспресс-анализ бренда и обсудим возможности регистрации. 

Похожие статьи:
Собираетесь развивать свое дело, помогая людям лучше видеть? Тогда вам необходимо зарегистрировать собственный товарный знак. Это убережет ваше предприятие от недобросовестных конкурентов и патентных троллей,...
Товарные знаки
Как оптике защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Лицензионный договор — это соглашение, по которому одна сторона (лицензиар, правообладатель) дает другой стороне (лицензиату) возможность использовать свой товарный знак или другой результат интеллектуальной...
Товарные знаки
Как расторгнуть лицензионный договор в одностороннем порядке
В российском праве к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио- или видеопрограмма, кинохроникальная программа. Также в этот список...
Товарные знаки
Как СМИ защитить свою интеллектуальную собственность
Если вы решили выйти на иностранные рынки, то товарный знак жизненно необходим. И не только для продаж на маркетплейсах. Работа с зарубежными партнерами без надлежащей защиты своего бренда в локальном Патентном...
Товарные знаки
Нужен ли мне товарный знак для торговли на зарубежных маркетплейсах?
В июне 2024 года было объявлено о начале разработки нормативного документа, который предусматривает повышение государственных пошлин за регистрацию товарного знака. В середине сентября соответствующее...
Товарные знаки
Как изменятся госпошлины за регистрацию товарного знака?
Издательство может защитить свою интеллектуальную собственность, зарегистрировав в Роспатенте необходимые товарные знаки, промышленные образцы и программы для ЭВМ. А можно примеры уже зарегистрированных брендов?...
Товарные знаки
Как издательству защитить свою интеллектуальную собственность
Социологические исследования — это совокупность последовательных процедур, цель которых — новая информация и выявление закономерностей жизни. Одним из самых распространенных методов социологического...
Товарные знаки
Зачем нужны социологические исследования для товарных знаков?
Оглавление Что такое товарный знак Виды товарных знаков Для чего регистрировать Как использовать зарегистрированный товарный знак Что еще нужно знать про товарный знак Внесение в ТРОИС Передача прав на...
Товарные знаки
Что нужно знать про товарный знак: все аспекты в одной статье
International Standard Name Identifier (ISNI) — это единая международная система идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности. Простыми словами — это реестр и платформа для создателей различного...
Товарные знаки
Какую пользу приносит внесение фамилии и имени или псевдонима в ISNI?
Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака дает вашему бизнесу сразу несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, защищает дело от патентных троллей и от ушлых конкурентов. Вы сможете вкладывать...
Товарные знаки
Почему похоронному бюро нужен товарный знак
«Сиротские» (или орфанные, от англ. Orphan — сирота) произведения — это такие объекты авторского права, чей создатель или правообладатель остается неизвестным или нет его адреса (соответственно, нельзя направить ему...
Товарные знаки
Что такое сиротское произведение и как можно получить права на его использование?
К сожалению, все не так просто. То, что Вы уже работаете с этим названием на рынке, к сожалению, не мешает другим зарегистрировать такое же название на себя. Так как права на знак закрепляются за Вами только после...
Товарные знаки
Зачем регистрировать товарный знак, если компания уже фигурирует на рынке с ним много лет?
Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно. Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на...
Товарные знаки
Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
Свой зарегистрированный бренд обезопасит любого риелтора от ушлых конкурентов и патентных троллей: ни один из них не посмеет перехватить ваш товарный знак. Если же все-таки и произойдет нарушение ваших прав, то...
Товарные знаки
Почему риелтору нужен товарный знак
Как и любая другая компания, кадровое агентство может защитить в Роспатенте любую свою интеллектуальную собственность, получив патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также свидетельства на...
Товарные знаки
Как кадровому агентству защитить свою интеллектуальную собственность
Заключенный лицензионный договор предусматривает как правило возмездность установленных правоотношений. Это означает, что лицензиат должен выплатить лицензиару предусмотренные контрактом деньги за право...
Товарные знаки
Лицензиат использует мою интеллектуальную собственность, но не платит. Что делать?
Если вы хотите успешно развиваться, расширять регионы своего присутствия и не бояться патентных троллей и агрессивных конкурентов, то вам необходимо оформить собственный товарный знак в Роспатенте. Регистрация...
Товарные знаки
Как ортопедическому салону защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Перед регистрацией в Роспатенте собственного бренда необходимо провести глубокий предварительный поиск. Это можно сделать в личном кабинете на нашем сайте.  Нажмите кнопочку «Вход» или вот эту прямую ссылку. ...
Товарные знаки
Как самостоятельно искать товарные знаки в личном кабинете Онлайн Патента?
Свидетельство о регистрации товарного знака — это надежная защита от патентных троллей и ушлых конкурентов, стремящихся перехватить раскручиваемый бренд. Ведь если правообладатель выявит факты нарушения его...
Товарные знаки
Почему аудитору нужен товарный знак
Это письменный контракт, в рамках которого назначенный учредителем управляющий обязан заниматься руководством, контролем и использованием предоставленными ему по договору активами (в данном случае —...
Товарные знаки
Что такое договор доверительного управления исключительным правом?
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!