Можно ли зарегистрировать имя и фамилию в качестве товарного знака?
Регистрация товарного знака, состоящего из имени и фамилии человека, вполне возможна и не противоречит действующему законодательству. Правда, далеко не любые фамилию или имя можно зарегистрировать - например, совсем простое сочетание наподобие "Иван Петров" зарегистрировать будет трудно ввиду отсутствия различительной способности. Есть и другие правила, регламентирующие регистрацию товарных знаков, содержащих или полностью состоящих из имени и фамилии.
Без согласия владельца имени или его наследника не получится зарегистрировать товарный знак, тождественный имени, фамилии или псевдониму известного в России лица. Те же правила действуют для регистрации товарных знаков, представляющих собой обозначения, производные от имени, фамилии, псевдонима, портрета или факсимиле известной личности (ст. 1483 ГК РФ).
Зато при наличии согласия известного лица или в том случае, если это лицо собственно и является заявителем, - регистрация товарного знака скорее всего пройдет успешно. Известность лица снимает требования к доказательству различительной способности обозначения. То есть, нет необходимости доказывать, что потребители узнают эту фамилию и понимают, какие товары или услуги она может обозначать. Среди известных россиян, например, собственные товарные знаки имеют:
В некоторых случаях, фамилия известного лица может быть включена в состав товарного знака как неохраняемый элемент. Пример тому - регистрация объемного товарного знака № 486989, содержащего фамилию известного русского химика Д. И. Менделеева. Бутылка, охраняемая в соответствии с указанным Свидетельством о государственной регистрации товарного знака, была зарегистрирована в отношении единственного товара "водка" по 33 классу МКТУ, с выведением из правовой охраны непосредственно фамилии знаменитого ученого.
Еще один частый вопрос - как будет проходить регистрация, если на российскую компанию подается заявка в отношении имени и фамилии иностранного лица? В таком случае, придется доказывать различительную способность и узнаваемость бренда, поскольку знак может быть признан вводящим в заблуждение. В самом деле, одежду производит ООО "Рога и Копыта", а бренд носит звучное имя итальянского дизайнера - которого, правда, не существует в природе, но так ли это существенно? Потребитель в таком случае будет дезориентирован, что станет препятствием для регистрации обозначения в качестве товарного знака.
Зарегистрировать
свой товарный знак можно здесь.