Можно ли зарегистрировать имя (творческий псевдоним) как товарный знак или как защитить личный бренд?
Первым делом разберемся, что такое личный (персональный) бренд и чем он отличается от обычного бренда.
Личный бренд неразрывно связан с конкретной личностью, человеком, в отличие от "обычного" бренда, который может являться названием компании или продукции. По сути, "сделать себе имя" и есть создать личный бренд. Имя (фамилия), внешность, голос, "вес" в профессиональном сообществе и общественное мнение – это те элементы, из которых складывается личный бренд.
Теперь можно переходить к следующему важному вопросу.
Как защитить права на свой личный бренд?
Конечно же, одна из причин вкладываться в личный бренд – это монетизация вашей деятельности. Курсы по развитию личности, школы здоровья, психологические тренинги или игры, обучающие программы (творчество, нейл-арт, визаж, музыка и т.п.), развлекательные заведения очень часто именуются в честь создателя методики или идейного лидера.
Особые привилегии.
Как правообладатель, в случае незаконного использования вашего имени, зарегистрированного в качестве товарного знака, вы сможете получить компенсацию за нарушение исключительных прав (ст. 1515 ГК РФ, до 5 млн. руб.). В рамках института защиты права на псевдоним вам останется только требовать возмещения морального вреда (ст. 151 ГК РФ, размер компенсации определяется судом, который принимает во внимание степень страданий и индивидуальные особенности потерпевшего).
Продюсерский центр "Пудовкин", которому принадлежит товарный знак RU 272508 "Витас" (псевдоним исполнителя Виталия Владасовича Грачева), подал в суд на производителя автомобильных сигнализаций под брендом "Витас", компанию Avtocom. Суд постановил выплатить «Пудовкину» компенсацию в размере 2,5 млн. руб. за нарушение исключительных прав. С большой долей вероятности можно сказать, что в случае предъявления требования о компенсации морального вреда, сумма была бы куда скромнее.
Таким образом вы закрепите ваши права на личный бренд, а наличие товарного знака откроет перед вами множество дополнительных возможностей (их так много, что для них есть отдельная статья Преимущества регистрации товарного знака)
Регистрация реального имени или псевдонима в качестве товарного знака
К относительно легкому случаю можно отнести ситуацию, если вы уже популярны, и "ваше имя слишком известно, чтобы вы его называли" - всем понятно, о ком идет речь. Вам не потребуется доказывать различительную способность обозначения, ведь потребители узнают имя и/или фамилию и понимают, какие услуги или товары она может обозначать.
Товарный знак RU 526862 Евгений Плющенко
принадлежит непосредственно известному спортсмену,
Григорий Лепс. Псевдоним и товарный знак RU 345566 певца Григория Лепсверидзе.
Теперь обратимся к ситуации, если вы начинающий артист/певец/художник и т.д., и хотите закрепить свои права на сценическое имя на ранних этапах творческой карьеры.
Для регистрации в качестве товарного знака «распространенных» имен или сочетаний вам понадобится доказывать различительную способность. Предоставлять записи выступлений, публикаций – любые аргументы в пользу вашей узнаваемости именно под этим именем.
Зарегистрировать товарный знак, тождественный имени, фамилии или псевдониму известного в России лица без согласия владельца имени или его наследника невозможно (т.е. не получится зарегистрировать имя Филипп Киркоров, если это не ваше фамилия и имя по паспорту).
Те же правила действуют для регистрации товарных знаков, представляющих собой обозначения, производные от имени, фамилии, псевдонима, портрета или факсимиле известной личности (ст. 1483 ГК РФ).
А если регистрировать имя не для себя?
У вас продюсерский центр или агентство. Вы можете зарегистрировать в качестве товарных знаков псевдонимы артистов, которые уже работают под вашим началом на договорных условиях. Таким образом, вы закрепите права на известное имя за своей компанией.
Показательная история произошла с рэпером L'One. Исполнитель разорвал отношения с продюсерской компанией Black Star и потерял право на использование сценического имени, поскольку товарный знак RU 528409 L’one принадлежит музыкальному лейблу.
А вот певица Саркисян Кристина оставила себе свой псевдоним Kristina Si (товарный знак RU 560056), покидая музыкальный лейбл Black Star. Сторонам удалось договориться и товарный знак сменил владельца в конце 2019 года.
Можно ли зарегистрировать имя вымышленного персонажа как товарный знак?
Этот вопрос может у вас возникнуть, если вашу продукцию или услуги на рынке представляет выдуманный персонаж, образ с историей, собственным именем и сопутствующей атрибутикой.
В качестве примера можно привести любимую во всем мире куклу Барби (Barbie). Барби – это уменьшительный вариант от женского имени Барбара. По официальной легенде от компании-правообладателя Mattel, Inc., полное имя - Барбара Миллисент Робертс.
Влияние игровой вселенной на реальный мир огромно. Под товарным знаком "Barbie" выпускается огромное количество самой разнообразной тематической продукции: предметы для обустройства кукольной жизни, мультфильмы и компьютерные игры, а также одежда и аксессуары, и даже настоящий автомобиль – специальная версия Fiat 500 в розовом цвете со стразами.
Другой собирательный образ, имя которого красуется на баночках и флаконах косметических средств - Бабушка Агафья (правообладатель ООО "Первое решение"). Полное имя - Агафья Тихоновна Ермакова, серия продукции Рецепты бабушки Агафьи.
У Агафьи тоже есть красивая легенда. Согласно официальному сайту, сибирская травница хранит рецепты красоты, передаваемые в ее семье из поколения в поколение.
Пара полезностей напоследок
Если вы артист, музыкант или певец, и планируете радовать поклонников не только своим творчеством, но также и мерчем со своей символикой, фирменными бургерами или фирменными украшениями, то рекомендуем включить в заявку на регистрацию товарного знака классы МКТУ 9, 18, 25, 35, 41 и 43. Не уверены? Оставьте этот вопрос Онлайн Патенту.
Напоминаем, что проверить ваш бренд на совпадение с чужими товарными знаками по официальным базам Роспатента можно тут. Так вы не только узнаете, не занято ли уже кем-то интересующее вас наименование, но и сможете проверить, не нарушаете ли вы случайно чужие права.
Компания Rolls-Royce Motor Cars Ltd. Подала в суд и выиграла дело против рэпера Роберта Дэвиса (Robert Davis), который выступал под псевдонимом Rolls Royce Rizzy. Исполнитель был признан виновным в размывании общеизвестного товарного знака при использовании его в сценическом имени. В результате суд обязал рэпера поменять сценическое имя и домен, а также убрать из продажи товары и удалить в сети Интернет все упоминания Rolls Royce.
Хотите узнать больше о регистрации товарных знаков или у вас появились вопросы? Мы всегда на связи!