Можно ли зарегистрировать товарный знак, если в его составе есть официальная символика или изображения памятников культуры?
Зарегистрировать товарный знак, содержащий официальную символику (гербы, флаги, международные символы типа красного креста и т.д.), - можно только в том случае, если у вас есть соответствующее разрешение на ее использование. Имея разрешение, вы сможете включить официальный символ в состав своего товарного знака, но только при условии того, что данный символ останется неохраняемым элементом товарного знака, не занимающим в нем доминирующее положение.
В общем случае, законодательство запрещает регистрировать товарные знаки, на которых есть официальная символика. Этому посвящен отдельный пункт под номером 4 в ст. 1483 ГК РФ. На обывательском уровне, такая позиция объясняется тем, что официальная символика индивидуализирует некоторую официальную организацию или государство, а потому регистрация товарного знака, включающего ее элементы, будет вводить потребителя в заблуждение. Например, трехполосный красно-сине-белый прямоугольник ассоциируется с флагом России, и зарегистрировать содержащий такой символ товарный знак без разрешения Геральдического совета не получится.
Иногда использование официальных символов, препятствующее регистрации товарного знака, может быть не столь очевидным. Так, в практике Роспатента есть пример отказа в регистрации товарного знака "Металлостан" в силу того, что заявленное обозначение включало стилизованный цветок курая с семью лепестками. Такой же цветок является частью герба и флага Республики Башкортостан, что и послужило причиной для отказа в регистрации товарного знака.
Какие элементы относятся к официальной символике и могут стать причиной для отказа?
Согласно ст. 1231.1 Гражданского кодекса РФ, к официальной символике относятся:
Государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное). Подробнее об использовании государственной символики в товарных знаках вы можете почитать в этой статье.
Сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки, например, ООН, США, РФ.
Официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.
Любопытный пример отказа в регистрации для товарного знака, полностью представляющего собой сокращенное наименование страны, произошел с заявкой GB.
GB - не подходит для товарного знака. Предприниматель А. В. Голубев подал заявку на регистрацию товарного знака GB. Роспатент отказал в регистрации на том основании, что аббревиатура GB представляет собой код Великобритании по стандартам ВОИС и ISO (Международной организации по стандартизации). Обозначение GB указывается на товарах производства Великобритании и ассоциируется с ней, поэтому, если его использовать на российских товарах, можно ввести покупателя в заблуждение.
Помимо перечисленного, сложности в регистрации могут быть обусловлены наличием в вашем товарном знаке символов культурного наследия. Такие обозначения тоже не получится зарегистрировать без разрешения специализированных организаций (Министерства культуры, музеев-хранителей и т.д.). С точки зрения логики, этот запрет объясняется тем, что использование товарного знака, содержащего изображение известного памятника культуры, может предоставить необоснованные конкурентные преимущества частным производителям товаров (услуг).
Так, Роспатент отказал компании-заявителю в регистрации товарного знака, на котором был изображен кораблик, похожий на широко известный символ корабля, размещенный на шпиле здания Главного Адмиралтейства Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что формально фигурка корабля находится в фонде Центрального Военно-Морского музея как историческое достояние Санкт-Петербурга. В свете сказанного, Роспатент принял решение о том, что указанное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака без согласия Центрального Военно-Морского музея, в фонде которого хранится эта культурная ценность, и отказал компании в регистрации товарного знака.
Забавно, что иногда отказы обоснованы и обратной ассоциацией. Если известность Александровского сада вряд ли помогла бы продвижению клиники по трансплантации волос, то вот ассоциация культурного символа с подобными товарами и услугами точно повредила бы репутации памятника.
Как не зарегистрировали «Александровский сад» для общественных бань. В Роспатент была подана заявка на регистрацию товарного знака «Александровский сад» в отношении услуг «бани общественные; имплантация волос; разбрасывание удобрений» и подобных. Роспатент, рассмотрев заявку, пришел к выводу, что регистрировать товарный знак «Александровский сад» по отношению к этим услугам недопустимо. Александровский сад является частью архитектурного ансамбля Кремля, в нем находится Общенациональный мемориал воинской славы, блоки с землей городов-героев и другие культурные ценности, имеющие мировое значение. Фигурирование его названия в товарном знаке с вышеописанными услугами может, по мнению Роспатента, плохо отразиться на репутации этого объекта культурного наследия и понизить его статус. Как результат - в регистрации знака отказали.
В общем случае, согласно п.4 ст. 1483 ГК РФ, к объектам культурного наследия относятся:
официальные названия и изображения особо ценных объектов культурного наследия России;
официальные названия и изображения объектов всемирного культурного или природного наследия;
изображения культурных ценностей из коллекций, собраний и фондов.
В качестве примеров состоявшихся регистраций товарных знаков, включающих элементы официальной символики и культурного наследия, можно привести следующие зарегистрированные товарные знаки:
стилизованное изображение шапки Мономаха входит в состав товарного знака №246435, принадлежащего Государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль"
права на объемные изображения целого ряда построек Кремля и его панорамы с различных точек обзора принадлежат Государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику "Казанский Кремль": товарные знаки №№ 393403, 393404, 393405, 393214, 395319 и др.
российский герб входит в состав комбинированного товарного знака №264760, принадлежащего Торговому дому "Кремлевский" Управления делами Президента Российской Федерации
права на скульптурное изображение Родины-матери закрепил за собой Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва", зарегистрировавший товарный знак №411502
Все эти регистрации товарных знаков стали возможны лишь благодаря тому, что заявители являются уполномоченными организациями, имеющими разрешение Российской Федерации на использование соответствующих памятников культурного наследия федерального и регионального значения, а также официально государственной символики.