Название кафе — как защитить?
Любой бизнес базируется на нескольких взаимосвязанных идеях: клиентоориентированная концепция (что подразумевает удобство, качество, быстроту и комфортность), понятное и запоминающееся наименование. Нарушение этой логики построения предпринимательского дела ведет к серьезным правовым проблемам: например, дублирующийся бренд — это однозначная судебная санкция в связи с нарушением прав на интеллектуальную собственность.
Как же защитить свое дело?
1. На этапе создания концепта продукта и его наименования рекомендуется произвести первоначальный патентный поиск бренда по базам данных.
2. Если название еще не было зарегистрировано, то, собрав пакет документов, отправьте заявку в Роспатент.
Какие названия брендов можно зарегистрировать в патентном ведомстве?
Любые. Предприниматель может использовать выдуманные слова или целые фразы, даже свое имя. Если сочетание фраз включает общеупотребительные значения («шаурма», «ресторан грузинской кухни», «домашняя кухня» и так далее), то их из правовой охраны вычеркнут.
Не рекомендуется:
- вставлять в бренд сравнительную степень («лучший», «первый» и так далее): хотя патентное ведомство и зарегистрирует такое наименование, но Федеральная антимонопольная служба, увидев подобные рекламные слоганы, выпишет вам штраф на 500 тысяч рублей;
- использовать термины, которые могут посчитать противоречащими общественным интересам, принципам гуманности и нормам морали.
Кто-то позаимствовал ваше зарегистрированное наименование…
Если какой-то предприниматель в этой же сфере «позаимствовал» ваше наименование, то обратитесь к нему с досудебной претензией, а при отсутствии реакции — напишите заявление в правоохранительные органы (они привлекут виновного к ответственности по статье 14.10 КоАП РФ), а также направьте иск в суд. Если обратиться в суд с иском, то с правонарушителя взыщут компенсацию, запретив использование повторяющегося названия.
Как это делается? Суды анализируют вывески на предмет оказываемого ими впечатления на потенциальных пользователей: если клиенты могут воспринять бренд неправильно (например, как часть сети ресторанов, хотя на самом деле эта фирма не является таковой частью), то суд однозначно примет решение не в пользу предпринимателя, который использовал незаконно это наименование.
Какова обычно сумма возмещения?
Правообладатель может заявить о требовании возмещения до 5 млн рублей. Однако такого рода заявления обычно не удовлетворяются в полном объеме: суды «сбивают» санкцию, учитывая характер нарушения, принципы справедливости и гуманизма. Поэтому редко какая санкция достигает отметки более миллиона рублей.
Владелец кафе разместил рекламу блюда, которую восприняли как вывеску. Каковы последствия?
В Краснодарском крае в середине 2022 года в Арбитражном суде слушалось дело: мужчину обвинили в том, что он разместил наименование блюда «Гирос» как вывеску (в это же время — «Гиро» считается зарегистрированным товарным знаком). АС отказал в привлечении лица к ответственности, так как официально-оформленный бренд не использовался для обозначения торговой деятельности, а «Гирос» указывался в перечне блюд.
Зарегистрировать название кафе как товарный знак вы можете здесь.