Недобросовестная конкуренция - товарный знак и не только
Между предпринимателями, которые работают в одной сфере товаров или услуг существует конкуренция. Бизнесмены борются за внимание клиентов, каждый из них хочет выпустить продукт, который будет наиболее привлекателен, востребован, и это нормально. Но когда гонка за внимание потребителей превращается в нечестную игру и клиентов вводят в заблуждение – это нарушение норм законодательства. Что такое недобросовестная конкуренция и причем тут товарный знак рассмотрим далее.
Нечестная игра на рынке
Недобросовестной конкуренцией называют любые действия, которые вводят в заблуждение потребителей о товаре с целью извлечения прибыли или нанесения вреда конкурентам, а также противоречат законодательству РФ (п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»).
Какая бывает недобросовестная конкуренция:
Дискредитация. Например, распространение ложных сведений о конкуренте – о качестве его товара, стоимости и т.д. Нельзя писать о том, что у конкурента плохой товар, низкое качество услуг, если нет никаких доказательств этим словам.
Введение в заблуждение. Если вы на этикетке или рекламе своего продукта приписываете дополнительные свойства товару, которых у него нет, то вы обманываете клиента. В это же нарушение входит информация о технологиях изготовления товара, которая также должна соответствовать действительности.
Некорректное сравнение. Не допускается сравнение с конкурентом в рекламе с использованием слов, которые создают впечатление о превосходстве товара – «лучший», первый», «самый» и т.д., без прямых доказательств. Это же правило действует при регистрации товарного знака – нельзя зарегистрировать название, где использованы эти слова.
Регистрация товарного знака с целью навредить конкурентам. Например, недобросовестный конкурент зарегистрировал товарный знак, чтобы потом убрать конкурентов и потребовать компенсацию. Товарный знак регистрируют для юридической защиты и индивидуализации бренда, а если ФАС установит, что он был оформлен с целью недобросовестной конкуренции, то Роспатент отзовет регистрацию такого товарного знака.
Использование чужого бренда для продвижения собственного товара. Например, конкурент настроил контекстную рекламу используя в ключевых словах название известного бренда с целью привлечения посетителей на сайт, либо использовал популярные логотипы на вывесках своего магазина и так далее. Использовать чужой бренд для работы можно только если вы заключили договор по передаче товарного знака или его использования (лицензионный договор, договор франшизы). Все остальное является нарушением. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Вредные советы от Онлайн Патента. Привлекаем клиентов с помощью чужих брендов в Интернете».
Копирование чужих брендов/продуктов. Ваш товар или услуга должны быть уникальны в своей сфере, а если вы используете чужие брендовые цвета, этикетки, логотипы, название, то вы нарушаете чужие интеллектуальные права. Правообладатель может подать иск в суд и потребовать компенсацию до 5 млн рублей (ст. 1515 ГК РФ).
Использование коммерческой тайны конкурента. Это могут быть секреты производства, сценарии, база данных клиентов и другое, что входит в коммерческую тайну компании.
Пример недобросовестной конкуренции с использованием чужого товарного знакаКомпания «Автодруг Парковки Штрафы Эвакуация» создала онлайн-сервис и мобильное приложение «Ремонтиста», которое позволяет осуществлять поиск автосервисных организаций с указанием времени и стоимости услуг. Создатели также зарегистрировали название «Ремонтиста» в качестве товарного знака (№ 621924).
Конкурент «Карфикс» создал схожий сервис и с целью привлечения клиентов конкурента настроил контекстную рекламу с использованием слова «Ремонтиста». Клиенты набирали в поисковике этот бренд, а в итоге попадали на сайт конкурента. Правообладатель отправил жалобу. ФАС установил недобросовестную конкуренцию и нарушителю «Карфикс» присудили выплатить 1 025 558 рублей компенсации в пользу правообладателя, а также госпошлину в размере 21 256 рублей (дело № А40-145511/18-110-1103).
Слишком большой ценой обошлась недобросовестная реклама компании «Карфикс». Но удалось ли правообладателю отсудить столько крупную сумму, если бы их бренд «Ремонтиста» не был зарегистрирован в качестве товарного знака? Вряд ли. Потому необходимо заранее озаботиться об охране собственного бренда.
Как защититься от недобросовестной конкуренции?
Лучший способ защиты вашего бизнеса от подражателей - это регистрация товарного знака. В качестве товарного знака вы можете зарегистрировать название, логотип и другие обозначения бренда.
Что вы получите после регистрации товарного знака:
исключительные права на использование вашего бренда (в Интернете, на баннерах, вывесках, рекламе и т.д.). Это значит, что никто без вашего согласия не может использовать ваше обозначение;
право размещать товары на крупных маркетплейсах;
возможность расширения бизнеса по франшизе;
сможете подать иск в суд или жалобу в ФАС на недобросовестного конкурента и потребовать компенсацию до 5 млн рублей за нарушение ваших исключительных прав;
сможете добиться блокировки сайтов-клонов и сайтов с похожим адресом, а также заблокировать фейковые аккаунты в соцсетях.
И это далеко не весь список преимуществ, которые получает правообладатель товарного знака. Подать заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент очень просто - сделать это можно в несколько кликов с помощью нашего онлайн-сервиса.
Заполните простую заявку, получите бесплатную консультацию наших специалистов, оплатите услуги и ожидайте 5-6 месяцев, после которых вы получите Свидетельство о регистрации товарного знака, а вместе с ним все преимущества владельца собственного бренда.