База знаний
Товарные знаки Хотите задать вопрос?

Недобросовестная конкуренция - товарный знак и не только

Между предпринимателями, которые работают в одной сфере товаров или услуг существует конкуренция. Бизнесмены борются за внимание клиентов, каждый из них хочет выпустить продукт, который будет наиболее привлекателен, востребован, и это нормально. Но когда гонка за внимание потребителей превращается в нечестную игру и клиентов вводят в заблуждение – это нарушение норм законодательства. Что такое недобросовестная конкуренция и причем тут товарный знак рассмотрим далее.

Нечестная игра на рынке 

Недобросовестной конкуренцией называют любые действия, которые вводят в заблуждение потребителей о товаре с целью извлечения прибыли или нанесения вреда конкурентам, а также противоречат законодательству РФ (п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Какая бывает недобросовестная конкуренция:

  • Дискредитация. Например, распространение ложных сведений о конкуренте – о качестве его товара, стоимости и т.д. Нельзя писать о том, что у конкурента плохой товар, низкое качество услуг, если нет никаких доказательств этим словам.
  • Введение в заблуждение. Если вы на этикетке или рекламе своего продукта приписываете дополнительные свойства товару, которых у него нет, то вы обманываете клиента. В это же нарушение входит информация о технологиях изготовления товара, которая также должна соответствовать действительности.
  • Некорректное сравнение.  Не допускается сравнение с конкурентом в рекламе с использованием слов, которые создают впечатление о превосходстве товара – «лучший», первый», «самый» и т.д., без прямых доказательств. Это же правило действует при регистрации товарного знака – нельзя зарегистрировать название, где использованы эти слова. 
  • Регистрация товарного знака с целью навредить конкурентам. Например, недобросовестный конкурент зарегистрировал товарный знак, чтобы потом убрать конкурентов и потребовать компенсацию. Товарный знак регистрируют для юридической защиты и индивидуализации бренда, а если ФАС установит, что он был оформлен с целью недобросовестной конкуренции, то Роспатент отзовет регистрацию такого товарного знака.
  • Использование чужого бренда для продвижения собственного товара. Например, конкурент настроил контекстную рекламу используя в ключевых словах название известного бренда с целью привлечения посетителей на сайт, либо использовал популярные логотипы на вывесках своего магазина и так далее. Использовать чужой бренд для работы можно только если вы заключили договор по передаче товарного знака или его использования (лицензионный договор, договор франшизы). Все остальное является нарушением. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Вредные советы от Онлайн Патента. Привлекаем клиентов с помощью чужих брендов в Интернете». 
  • Копирование чужих брендов/продуктов. Ваш товар или услуга должны быть уникальны в своей сфере, а если вы используете чужие брендовые цвета, этикетки, логотипы, название, то вы нарушаете чужие интеллектуальные права. Правообладатель может подать иск в суд и потребовать компенсацию до 5 млн рублей (ст. 1515 ГК РФ). 
  • Использование коммерческой тайны конкурента. Это могут быть секреты производства, сценарии, база данных клиентов и другое, что входит в коммерческую тайну компании.

Пример недобросовестной конкуренции с использованием чужого товарного знакаКомпания «Автодруг Парковки Штрафы Эвакуация» создала онлайн-сервис и мобильное приложение «Ремонтиста», которое позволяет осуществлять поиск автосервисных организаций с указанием времени и стоимости услуг. Создатели также зарегистрировали название «Ремонтиста» в качестве товарного знака (№ 621924). Конкурент «Карфикс» создал схожий сервис и с целью привлечения клиентов конкурента настроил контекстную рекламу с использованием слова «Ремонтиста». Клиенты набирали в поисковике этот бренд, а в итоге попадали на сайт конкурента. Правообладатель отправил жалобу. ФАС установил недобросовестную конкуренцию и нарушителю «Карфикс» присудили выплатить 1 025 558 рублей компенсации в пользу правообладателя, а также госпошлину в размере 21 256 рублей (дело № А40-145511/18-110-1103).

Слишком большой ценой обошлась недобросовестная реклама компании «Карфикс». Но удалось ли правообладателю отсудить столько крупную сумму, если бы их бренд «Ремонтиста» не был зарегистрирован в качестве товарного знака? Вряд ли. Потому необходимо заранее озаботиться об охране собственного бренда. 

Как защититься от недобросовестной конкуренции?

Лучший способ защиты вашего бизнеса от подражателей - это регистрация товарного знака. В качестве товарного знака вы можете зарегистрировать название, логотип и другие обозначения бренда. 

Что вы получите после регистрации товарного знака: 

  • исключительные права на использование вашего бренда (в Интернете, на баннерах, вывесках, рекламе и т.д.). Это значит, что никто без вашего согласия не может использовать ваше обозначение;
  • право размещать товары на крупных маркетплейсах;
  • возможность расширения бизнеса по франшизе;
  • сможете подать иск в суд или жалобу в ФАС на недобросовестного конкурента и потребовать компенсацию до 5 млн рублей за нарушение ваших исключительных прав;
  • сможете добиться блокировки сайтов-клонов и сайтов с похожим адресом, а также заблокировать фейковые аккаунты в соцсетях.

И это далеко не весь список преимуществ, которые получает правообладатель товарного знака.  Подать заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент очень просто - сделать это можно в несколько кликов с помощью нашего  онлайн-сервиса

Заполните простую заявку, получите бесплатную консультацию наших специалистов, оплатите услуги и ожидайте 5-6 месяцев, после которых вы получите Свидетельство о регистрации товарного знака, а вместе с ним все преимущества владельца собственного бренда.

Примеры недобросовестной конкуренции

Шоколад «Алина» от фабрики «Славянка», который напоминает известный бренд шоколада «Аленка», который производит «Красный Октябрь» (Товарный знак №184515)
Шоколад «Алина» от фабрики «Славянка», который напоминает известный бренд шоколада «Аленка», который производит «Красный Октябрь» (Товарный знак №184515)
ФАС оштрафовала производителей паштета «Наше» на 100 тыс.рублей за сходство с чешским производителем паштета «Hame»(международный товарный знак № 740397)
ФАС оштрафовала производителей паштета «Наше» на 100 тыс.рублей за сходство с чешским производителем паштета «Hame»(международный товарный знак № 740397)
Введение потребителей в заблуждение с помощью упаковки. Финская компания ООО «Валио» (товарный знак № 409952) подала жалобу в ФАС и ожидаемо выиграла спор.
Введение потребителей в заблуждение с помощью упаковки. Финская компания ООО «Валио» (товарный знак № 409952) подала жалобу в ФАС и ожидаемо выиграла спор.

Остались вопросы? Задайте их нам

Похожие статьи:
Как и любая другая компания, кадровое агентство может защитить в Роспатенте любую свою интеллектуальную собственность, получив патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также свидетельства на...
Товарные знаки
Как кадровому агентству защитить свою интеллектуальную собственность
Издательство может защитить свою интеллектуальную собственность, зарегистрировав в Роспатенте необходимые товарные знаки, промышленные образцы и программы для ЭВМ. А можно примеры уже зарегистрированных брендов?...
Товарные знаки
Как издательству защитить свою интеллектуальную собственность
Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно. Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на...
Товарные знаки
Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
Оглавление Что такое товарный знак Виды товарных знаков Для чего регистрировать Как использовать зарегистрированный товарный знак Что еще нужно знать про товарный знак Внесение в ТРОИС Передача прав на...
Товарные знаки
Что нужно знать про товарный знак: все аспекты в одной статье
Надо понимать, что самое эффективное средство защиты своего бизнеса — юридическое оформление объектов интеллектуальной собственности в установленном законом порядке. Товарный знак службы доставки следует...
Товарные знаки
Как службе доставки защитить свой бизнес?
Собираетесь развивать свое дело, помогая людям лучше видеть? Тогда вам необходимо зарегистрировать собственный товарный знак. Это убережет ваше предприятие от недобросовестных конкурентов и патентных троллей,...
Товарные знаки
Как оптике защитить свой бизнес с помощью товарного знака
К сожалению, все не так просто. То, что Вы уже работаете с этим названием на рынке, к сожалению, не мешает другим зарегистрировать такое же название на себя. Так как права на знак закрепляются за Вами только после...
Товарные знаки
Зачем регистрировать товарный знак, если компания уже фигурирует на рынке с ним много лет?
International Standard Name Identifier (ISNI) — это единая международная система идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности. Простыми словами — это реестр и платформа для создателей различного...
Товарные знаки
Какую пользу приносит внесение фамилии и имени или псевдонима в ISNI?
Если вы хотите развиваться в сфере типографских услуг, открывать новые подразделения в других регионах (в том числе по франшизе), вкладывая дополнительные средства в рекламную раскрутку онлайн и оффлайн, то...
Товарные знаки
Нужен ли типографии или копировальному центру товарный знак?
Зарегистрированный в Роспатенте бренд ателье по пошиву одежды защитит ваше дело от конкурентов и «патентных троллей». Вы сможете вкладывать дополнительные деньги в расширение, не опасаясь «перехвата» своего...
Товарные знаки
Почему ателье по пошиву одежды нужен товарный знак?
Регистрация товарного знака необходима, чтобы обезопасить свое дело от конкурентов и «патентных троллей». Если какая-нибудь фирма незаконно использует ваш бренд, то вы сможете не только пресечь эти действия, но и...
Товарные знаки
Как антикварному магазину защитить свою интеллектуальную собственность
О конфискации речи не идет, но могут «заморозить» ряд прав собственников брендов. В некоторых недружественных зарубежных юрисдикциях такие санкции применили к российским компаниям и их интеллектуальной...
Товарные знаки
Могут ли у меня конфисковать товарный знак за рубежом?
Если вы решили выйти на иностранные рынки, то товарный знак жизненно необходим. И не только для продаж на маркетплейсах. Работа с зарубежными партнерами без надлежащей защиты своего бренда в локальном Патентном...
Товарные знаки
Нужен ли мне товарный знак для торговли на зарубежных маркетплейсах?
Если вы хотите успешно развиваться, расширять регионы своего присутствия и не бояться патентных троллей и агрессивных конкурентов, то вам необходимо оформить собственный товарный знак в Роспатенте. Регистрация...
Товарные знаки
Как ортопедическому салону защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Развитие любого бизнеса предусматривает необходимость учета ряда юридических моментов. Одним из них является защита интеллектуальной собственности. Руководство автосервиса может зарегистрировать товарный знак,...
Товарные знаки
Как автосервису защитить свою интеллектуальную собственность
Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака дает вашему бизнесу сразу несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, защищает дело от патентных троллей и от ушлых конкурентов. Вы сможете вкладывать...
Товарные знаки
Почему похоронному бюро нужен товарный знак
В российском праве к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио- или видеопрограмма, кинохроникальная программа. Также в этот список...
Товарные знаки
Как СМИ защитить свою интеллектуальную собственность
В июне 2024 года было объявлено о начале разработки нормативного документа, который предусматривает повышение государственных пошлин за регистрацию товарного знака. В середине сентября соответствующее...
Товарные знаки
Как изменятся госпошлины за регистрацию товарного знака?
Свой зарегистрированный бренд обезопасит любого риелтора от ушлых конкурентов и патентных троллей: ни один из них не посмеет перехватить ваш товарный знак. Если же все-таки и произойдет нарушение ваших прав, то...
Товарные знаки
Почему риелтору нужен товарный знак
Свидетельство о регистрации товарного знака — это надежная защита от патентных троллей и ушлых конкурентов, стремящихся перехватить раскручиваемый бренд. Ведь если правообладатель выявит факты нарушения его...
Товарные знаки
Почему аудитору нужен товарный знак
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!