Журнал
8 800 700-55-29
Товарные знаки03 марта 2025

Неохраняемые элементы в товарных знаках: какие подводные камни они таят

15 минут

15 минут

Элементы, относимые к категории неохраняемых, — это отдельные (входящие в состав зарегистрированного товарного знака) части, которые не являются юридически защищенными, то есть могут быть использованы другими. Сегодня расскажем о том, какими они могут быть.

Элементы, использующиеся для указания на товары определенного вида

В этот список попадают элементы, которые применяли в своей деятельности разные производители, в результате чего потребитель стал воспринимать и ассоциативно связывать эти детали не с конкретным предпринимателем, а с определенным видом продукции (хлеб, термос, вазелин, граммофон, магнитофон, линолеум и так далее).

Еще один, но теперь уже практический пример. Бизнесмены пытались зарегистрировать обозначение «YELLOW PAGES». Эксперты посмотрели справочную литературу и нашли, что в англо-русском словаре этот термин переводится как «желтый справочник» (торгово-промышленный раздел телефонного справочника, издаваемый на бумаге желтого цвета). Специалисты, ориентируясь на этот перевод, отнесли «YELLOW PAGES» к категории видового понятия — это означает, что название давно используют все для описания однотипных товаров.

Общепринятые символы или термины

Символы — это обозначения графического толка, подчеркивающие отдельные детали в определенной сфере деятельности или отрасли, в которой планируется оформление бренда. Примеры символов:

  • В медицине — «красный крест», «змея, которая обвивает чашу»;
  • В питании — изображение вилки и ножа.

Подобными символами также являются, например:

  • В разных отраслях науки и техники — обозначения отдельных химических элементов;
  • Знаки препинания;
  • Принятые официально изображения валют (фунт стерлингов — £, доллар — $, евро — €);
  • Градусы, измеряющие температуру воздуха (°C).

Общепринятые термины — выражения, свойственные для определенной сферы. Например, для издательского дела — таковым будет термин «альграфия», который расшифровывается как способ плоской печати. 

Для отнесения того или иного понятия к списку общепринятых используются многочисленные справочные материалы.

Элементы, указывающие на сам товар или на его характеристики

Характеристика товара формируется за счет оценки его:

  • вида (как вариант: «каша», «автозапчасти» и так далее),
  • качественно-количественных показателей,
  • подчеркивание его свойств («пастеризованное», «мягкое» и так далее),
  • назначение,
  • его ценности в материально-денежном эквиваленте,
  • данных о времени (если это особенно важно для этой группы), месте производства товаров, способе создания данных вещей и возможного сбыта.

Как это выглядит на практике?

Вот есть товарный знак «Натуральные продукты». Он зарегистрирован официально для классов МКТУ № 29 и №30. Слово «Натуральные» — неохраняемый элемент внутри этого бренда.

Еще несколько примеров:

Товарный знак зарегистрирован, но фраза «Стандарт качества» не стала охраняемой.

Здесь неохраняемым стал элемент «1л».

Обозначение — форма товара, определяемая свойством объекта или его назначением

В данном случае — форма становится лишь выражением заданной технической функции. 

Например, регистрируется бутылка для вина или водки. Если этот формат сосуда стандартен (имеет неоригинальный внешний вид), то он не будет включен в товарный знак, получив статус охраняемого.

Эксперты в своих Рекомендациях приводят два примера:

В первом случае — форма бутылки такова, что ее не признают оригинальной:

Во втором случае — правовая охрана предоставляется и этому элементу:

Что еще надо учитывать?

Упоминаемые выше элементы включаются в товарный знак и становятся неохраняемыми, но только в том случае, если они не имеют доминирующего положения внутри бренда.

Как видите, в данном вопросе много подводных камней. И подчас могут разобраться в них только эксперты. Зарегистрировать товарный знак можно здесь.