Неохраняемые элементы в товарных знаках: какие подводные камни они таят
15 минут
Элементы, относимые к категории неохраняемых, — это отдельные (входящие в состав зарегистрированного товарного знака) части, которые не являются юридически защищенными, то есть могут быть использованы другими. Сегодня расскажем о том, какими они могут быть.
Элементы, использующиеся для указания на товары определенного вида
В этот список попадают элементы, которые применяли в своей деятельности разные производители, в результате чего потребитель стал воспринимать и ассоциативно связывать эти детали не с конкретным предпринимателем, а с определенным видом продукции (хлеб, термос, вазелин, граммофон, магнитофон, линолеум и так далее).
Еще один, но теперь уже практический пример. Бизнесмены пытались зарегистрировать обозначение «YELLOW PAGES». Эксперты посмотрели справочную литературу и нашли, что в англо-русском словаре этот термин переводится как «желтый справочник» (торгово-промышленный раздел телефонного справочника, издаваемый на бумаге желтого цвета). Специалисты, ориентируясь на этот перевод, отнесли «YELLOW PAGES» к категории видового понятия — это означает, что название давно используют все для описания однотипных товаров.
Общепринятые символы или термины
Символы — это обозначения графического толка, подчеркивающие отдельные детали в определенной сфере деятельности или отрасли, в которой планируется оформление бренда. Примеры символов:
- В медицине — «красный крест», «змея, которая обвивает чашу»;
- В питании — изображение вилки и ножа.
Подобными символами также являются, например:
- В разных отраслях науки и техники — обозначения отдельных химических элементов;
- Знаки препинания;
- Принятые официально изображения валют (фунт стерлингов — £, доллар — $, евро — €);
- Градусы, измеряющие температуру воздуха (°C).
Общепринятые термины — выражения, свойственные для определенной сферы. Например, для издательского дела — таковым будет термин «альграфия», который расшифровывается как способ плоской печати.
Для отнесения того или иного понятия к списку общепринятых используются многочисленные справочные материалы.
Элементы, указывающие на сам товар или на его характеристики
Характеристика товара формируется за счет оценки его:
- вида (как вариант: «каша», «автозапчасти» и так далее),
- качественно-количественных показателей,
- подчеркивание его свойств («пастеризованное», «мягкое» и так далее),
- назначение,
- его ценности в материально-денежном эквиваленте,
- данных о времени (если это особенно важно для этой группы), месте производства товаров, способе создания данных вещей и возможного сбыта.
Как это выглядит на практике?
Вот есть товарный знак «Натуральные продукты». Он зарегистрирован официально для классов МКТУ № 29 и №30. Слово «Натуральные» — неохраняемый элемент внутри этого бренда.
Еще несколько примеров:
Товарный знак зарегистрирован, но фраза «Стандарт качества» не стала охраняемой.
Здесь неохраняемым стал элемент «1л».
Обозначение — форма товара, определяемая свойством объекта или его назначением
В данном случае — форма становится лишь выражением заданной технической функции.
Например, регистрируется бутылка для вина или водки. Если этот формат сосуда стандартен (имеет неоригинальный внешний вид), то он не будет включен в товарный знак, получив статус охраняемого.
Эксперты в своих Рекомендациях приводят два примера:
В первом случае — форма бутылки такова, что ее не признают оригинальной:
Во втором случае — правовая охрана предоставляется и этому элементу:
Что еще надо учитывать?
Упоминаемые выше элементы включаются в товарный знак и становятся неохраняемыми, но только в том случае, если они не имеют доминирующего положения внутри бренда.
Как видите, в данном вопросе много подводных камней. И подчас могут разобраться в них только эксперты. Зарегистрировать товарный знак можно здесь.