Нужно ли регистрировать товарные знаки при ребрендинге?
Ребрендинг компании зачастую связан с существенными затратами: замена рекламы, вывесок, продвижение нового наименования предприятия, его товаров или услуг. Стоит ли добавлять к ним регистрацию нового товарного знака, особенно если изменения не такие уж принципиальные? Для законодательной системы неважно, стала организация использовать значение с началом своей деятельности или в ходе ребрендинга. Сохраняются всё те же риски, а некоторых становится даже больше.
Какие риски возникают, если не зарегистрировать товарный знак при ребрендинге?
К регистрации товарных знаков при ребрендинге прибегают практически все крупные предприятия. Например, официально зарегистрирован товарный знак № 762980 «Сбер». Одновременно с этим существует товарный знак № 597317 «Сбербанк». В данном случае компания поступила правильно, ведь патентных троллей никто не отменял.
По сути сохраняются риски, которые могут возникнуть при отсутствии регистрации с самого начала. Однако добавляются и новые угрозы:
- Обозначение может оказаться уже кем-то зарегистрировано или может быть подана соответствующая заявка. Причём если ребрендинг не подразумевает принципиальных изменений и обозначение меняется на довольно схожее, то вероятность зарегистрированных товарных знаков подражателями и патентными троллями только выше.
- Кто-то зарегистрирует обозначение уже после ребрендинга и подаст иск за «нарушение». Причём не стоит забывать, что размер компенсации и штрафов, присужденных судом, имеет прямо пропорциональную связь с нанесенным «ущербом».
- Потеря доверия инвесторов и партнёров. Номер свидетельства на товарный знак может указываться в рекламе, а также официальных документах. Отсутствие актуального свидетельства может насторожить тех, кто ранее работал с компанией.
- Прекращение контроля поступающих и вывозимых товаров на таможне. Официальный товарный знак может быть занесён в таможенный реестр интеллектуальной собственности, что позитивно сказывается на снижении количества контрафакта.
- Упущение выгоды при поступлении предложений о заключении лицензионного или франчайзингового соглашения. Зарегистрировать товарный знак уже после поступления предложения о заключении договора будет сложно. Редко получается получить правовую защиту раньше, чем через год после подачи соответствующего заявления.
Таким образом, отсутствие регистрации товарного знака при ребрендинге чревато теми же рисками, что и при отсутствии регистрации изначально. Разница в том, что ущерб в случае возникновения проблем будет куда значительнее, Аналогичная ситуация с продлением товарных знаков. Обращаясь к опыту того же Сбера — до 2027 года продлён товарный знак № 349752 на редко используемое наименование «Сбербанк России».