База знаний
Товарные знаки Хотите задать вопрос?

Общеизвестный товарный знак: что это и зачем он нужен?

Общеизвестный товарный знак - особая форма правовой охраны обозначений, имеющих широкую известность на территории России. Если быть более точными, статус общеизвестного товарного знака по специальному заявлению может быть присвоен обозначению, которое стало широко известным на территории России в результате интенсивного использования среди соответствующих потребителей в отношении товаров или услуг заявителя (ст. 1508 ГК РФ). 

Признание товарного знака общеизвестным - весьма трудоемкая и не всегда реализуемая задача. Зарегистрировать обычный, не-общеизвестный, товарный знак намного проще:

  • Обычный товарный знак можно зарегистрировать "на будущее" и вовсе его не использовать. Для получения статуса общеизвестного товарного знака заявителю необходимо будет доказать и подтвердить факт интенсивного использования данного обозначения.
  • Можно владеть хоть сотней обычных товарных знаков, никак не связанных с компанией-правообладателем. Для общеизвестного товарного знака одним из обязательных условий признания таковым является устойчивая ассоциативная связь бренда с компанией-производителем, подтвержденная социологическими опросами потребителей.

Зачем же регистрировать общеизвестные товарные знаки? Попробуем разобраться.


Какие преимущества дает общеизвестный товарный знак?

  • подтверждение статуса — публичное подтверждение широчайшей известности бренда на территории Российской Федерации и его однозначной ассоциации с компанией-правообладателем.
  • расширенная защита прав — увеличение спектра возможностей пресечения нарушений общеизвестного товарного знака, в том числе при использовании в доменных именах и фирменных наименованиях.
  • бессрочная, инвариантная к товарам/услугам правовая охрана — срок действия правовой охраны общеизвестных товарных знаков не ограничен, возможности их защиты не ограничены замкнутым перечнем товаров и услуг, определенных в свидетельстве о регистрации.


    Как признать товарный знак общеизвестным? 

    Чтобы товарный знак был признан общеизвестным на территории Российской Федерации, необходимо одновременное соблюдение трех важных критериев:

    • Подтверждение интенсивного использования обозначения на территории России. Предоставляются документы, подтверждающие существенные затраты на маркетинг и рекламу, а также любые свидетельства, подтверждающие широкое использование обозначения на территории РФ (вплоть до кассовых чеков с его упоминанием).
    • Доказывание ассоциативной связи обозначения и заявителя. Обычно подтверждается путем проведения социологического опроса среди потребителей. Результаты такого опроса должны подтверждать однозначную ассоциативную связь обозначения и компании-заявителя.
    • Подтверждение широкой известности обозначения среди потребителей. Подтверждается документально путем предоставления соответствующих аналитических данных (например, данные об упоминаниях в СМИ, сформированные с использованием ПО «Медиалогия» или иного), в обязательном порядке требуется также проведение социологического опроса потребителей.

      Товарный знак будет признан общеизвестным только при наличии убедительных доказательств его соответствия всем вышеперечисленным требованиям.

      По состоянию на сентябрь 2019 г., в России действует всего 208 общеизвестных товарных знаков. Все они широко известны - в том числе, это товарные знаки КАМАЗ, ГАЗПРОМ, МиГ, Издательство Просвещение и ряд других крупных брендов.

      Зарегистрировать свой товарный знак можно здесь.

      Похожие статьи:
      Если вы хотите успешно развиваться, расширять регионы своего присутствия и не бояться патентных троллей и агрессивных конкурентов, то вам необходимо оформить собственный товарный знак в Роспатенте. Регистрация...
      Товарные знаки
      Как ортопедическому салону защитить свой бизнес с помощью товарного знака
      В российском праве к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио- или видеопрограмма, кинохроникальная программа. Также в этот список...
      Товарные знаки
      Как СМИ защитить свою интеллектуальную собственность
      Собираетесь развивать свое дело, помогая людям лучше видеть? Тогда вам необходимо зарегистрировать собственный товарный знак. Это убережет ваше предприятие от недобросовестных конкурентов и патентных троллей,...
      Товарные знаки
      Как оптике защитить свой бизнес с помощью товарного знака
      К сожалению, все не так просто. То, что Вы уже работаете с этим названием на рынке, к сожалению, не мешает другим зарегистрировать такое же название на себя. Так как права на знак закрепляются за Вами только после...
      Товарные знаки
      Зачем регистрировать товарный знак, если компания уже фигурирует на рынке с ним много лет?
      «Сиротские» (или орфанные, от англ. Orphan — сирота) произведения — это такие объекты авторского права, чей создатель или правообладатель остается неизвестным или нет его адреса (соответственно, нельзя направить ему...
      Товарные знаки
      Что такое сиротское произведение и как можно получить права на его использование?
      Свидетельство о регистрации товарного знака — это надежная защита от патентных троллей и ушлых конкурентов, стремящихся перехватить раскручиваемый бренд. Ведь если правообладатель выявит факты нарушения его...
      Товарные знаки
      Почему аудитору нужен товарный знак
      Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно. Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на...
      Товарные знаки
      Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
      Оглавление Что такое товарный знак Виды товарных знаков Для чего регистрировать Как использовать зарегистрированный товарный знак Что еще нужно знать про товарный знак Внесение в ТРОИС Передача прав на...
      Товарные знаки
      Что нужно знать про товарный знак: все аспекты в одной статье
      Как и любая другая компания, кадровое агентство может защитить в Роспатенте любую свою интеллектуальную собственность, получив патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также свидетельства на...
      Товарные знаки
      Как кадровому агентству защитить свою интеллектуальную собственность
      Свой зарегистрированный бренд обезопасит любого риелтора от ушлых конкурентов и патентных троллей: ни один из них не посмеет перехватить ваш товарный знак. Если же все-таки и произойдет нарушение ваших прав, то...
      Товарные знаки
      Почему риелтору нужен товарный знак
      Заключенный лицензионный договор предусматривает как правило возмездность установленных правоотношений. Это означает, что лицензиат должен выплатить лицензиару предусмотренные контрактом деньги за право...
      Товарные знаки
      Лицензиат использует мою интеллектуальную собственность, но не платит. Что делать?
      International Standard Name Identifier (ISNI) — это единая международная система идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности. Простыми словами — это реестр и платформа для создателей различного...
      Товарные знаки
      Какую пользу приносит внесение фамилии и имени или псевдонима в ISNI?
      Социологические исследования — это совокупность последовательных процедур, цель которых — новая информация и выявление закономерностей жизни. Одним из самых распространенных методов социологического...
      Товарные знаки
      Зачем нужны социологические исследования для товарных знаков?
      Лицензионный договор — это соглашение, по которому одна сторона (лицензиар, правообладатель) дает другой стороне (лицензиату) возможность использовать свой товарный знак или другой результат интеллектуальной...
      Товарные знаки
      Как расторгнуть лицензионный договор в одностороннем порядке
      Если вы решили выйти на иностранные рынки, то товарный знак жизненно необходим. И не только для продаж на маркетплейсах. Работа с зарубежными партнерами без надлежащей защиты своего бренда в локальном Патентном...
      Товарные знаки
      Нужен ли мне товарный знак для торговли на зарубежных маркетплейсах?
      Это письменный контракт, в рамках которого назначенный учредителем управляющий обязан заниматься руководством, контролем и использованием предоставленными ему по договору активами (в данном случае —...
      Товарные знаки
      Что такое договор доверительного управления исключительным правом?
      Издательство может защитить свою интеллектуальную собственность, зарегистрировав в Роспатенте необходимые товарные знаки, промышленные образцы и программы для ЭВМ. А можно примеры уже зарегистрированных брендов?...
      Товарные знаки
      Как издательству защитить свою интеллектуальную собственность
      Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака дает вашему бизнесу сразу несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, защищает дело от патентных троллей и от ушлых конкурентов. Вы сможете вкладывать...
      Товарные знаки
      Почему похоронному бюро нужен товарный знак
      В июне 2024 года было объявлено о начале разработки нормативного документа, который предусматривает повышение государственных пошлин за регистрацию товарного знака. В середине сентября соответствующее...
      Товарные знаки
      Как изменятся госпошлины за регистрацию товарного знака?
      Перед регистрацией в Роспатенте собственного бренда необходимо провести глубокий предварительный поиск. Это можно сделать в личном кабинете на нашем сайте.  Нажмите кнопочку «Вход» или вот эту прямую ссылку. ...
      Товарные знаки
      Как самостоятельно искать товарные знаки в личном кабинете Онлайн Патента?
      Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!