База знаний
Товарные знаки Хотите задать вопрос?

Отказ в регистрации из-за «введения в заблуждение». Что это значит?

Введение в заблуждение – вторая по частоте причина отказов при регистрации товарных знаков. Введение в заблуждение как причина для отказа означает, что, по мнению экспертизы Роспатента, название или изображение, которое вы хотите зарегистрировать в качестве товарного знака, вызовут у покупателя неправильные ассоциации или попросту собьют его с толку. Регистрация таких товарных знаков запрещена: таким образом законодательство защищает потребителя от заведомо ложной информации о продукте и его производителе, а вас как будущего владельца товарного знака - от проблем с судебными тяжбами, которые могут возникнуть, если потребители сочтут себя обманутыми.

Как понять, может ли ваше обозначение «ввести потребителя в заблуждение» и грозит ли ему отказ в регистрации в соответствии с п.3 ст. 1483 Гражданского Кодекса? Чтобы разобраться во всех тонкостях и взглянуть на этот вопрос глазами эксперта Роспатента, пришлось бы изучить раздел о введении в заблуждение подробных Рекомендаций Роспатента по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений (утв. Приказом Роспатента № 39 от 23.03.2001 г.), который занимает более 200 листов, и лет 5-10 поработать, применяя их на практике. К слову, не все случаи так уж очевидны, и иногда даже Роспатент принимает противоречивые решения.

NIVEA vs LIVIA: как оспаривали регистрацию клона косметического бренда


Компании ООО "БРК-Косметикс" удалось зарегистрировать в Роспатенте товарный знак LIVIA, несмотря на то, что графически он напоминал товарный знак NIVEA. Однако немецкая компания Байерсдорф, владеющая правами на NIVEA, с таким решением Роспатента не согласилась и приняла решение об оспаривании регистрации LIVIA. В итоге, Президиум Высшего арбитражного суда РФ признал, что знаки похожи между собой до степени смешения и постановил, что использование товарного знака LIVIA может ввести покупателя в заблуждение. Правовая охрана товарного знака LIVIA была прекращена.

Но оставим в стороне сложные юридические коллизии — есть ошибки, которых следует избегать в 100% случаев, потому что они однозначно приведут к отказу в регистрации вашего товарного знака. Вам следует проявить осторожность и более внимательно проанализировать ваше обозначение, если в нем есть указания на:

  • Вид (основное качество) определенного товара.

Законодательство не позволяет регистрировать название определенного товара для идентификации товаров другой категории, если потребитель такой регистрацией может быть введен в заблуждение относительно свойств продукта. Проще - нельзя позволить потребителям клеить на водку этикетки с надписью "вода", поскольку потребители, в таком случае, примут ее за другой товар.
В качестве примера, можно привести отказ в регистрации товарного знака "ТАН" в отношении химических продуктов, фармацевтических товаров, кофе, чая и пр. Как известно, ТАН - это один из видов кисломолочных продуктов. По мнению Роспатента, регистрация такого товарного знака для других пищевых и химических продуктов вводит потребителя в заблуждение по поводу свойств товара. Суды поддержали вывод Роспатента (дело № А40-15367/2007).

  • Город, страну, область или регион (место происхождения товара).

Подробно тему использования географических названий в товарных знаках мы уже освещали на этой странице. Приведем еще несколько наглядных примеров, демонстрирующих возможность отказа в регистрации товарного знака по причине введения в заблуждение в отношении места происхождения товара:

Простой пример подобного кейса - отказ в регистрации товарного знака GENEVA на имя американской компании. В данном случае, Роспатент руководствовался тем, что покупатель трансформаторов и распределителей тока под товарным знаком GENEVA может ошибочно предположить, что место производства товаров - швейцарский город Женева (GENEVA). На самом же деле, американская компания-заявитель никакого отношения к Женеве не имеет, а следовательно, покупатель будет обманут (введен в заблуждение).

Следует отметить, что отказ в регистрации товарного знака по причине «введения потребителя в заблуждение» может относиться как ко всему обозначению в целом, так и к определенной его части.Так, индивидуальному предпринимателю-россиянину было отказано в регистрации товарного знака, содержащего, помимо прочих элементов, выражение на французском языке "LE PLUS NOURRISSANT DES ALIMENTS FRANCAIS". В переводе это выражение означает "Самый питательный из французских продуктов" и указывает на место происхождения продукта - французский ("FRANCAIS"). Выводы Роспатента подтвердили и суды, ведь производителем продукции является российский предприниматель и информация о "французских" корнях товаров не соответствует действительности (дело № А40-1670/09).

Принимая решение об отказе в регистрации по подобным основаниям, эксперт Роспатента также должен ответить на вопрос, воспримет ли покупатель географическое название как место производства товара или поймет, что оно фантазийное. В частности, обозначения «Северный полюс» для мороженого или «Старый Арбат» для вина — примеры фантазийных обозначений с использованием географических указаний. Регистрация таких товарных знаков в Роспатенте вполне может состояться.

  • Изготовителя товара.

Самый неоднозначный аспект. В Рекомендациях Роспатента не расшифровывается, что нужно понимать под введением в заблуждение относительно изготовителя товаров. Поэтому критерии формируются судебными решениями.

В качестве яркого примера из практики, можно привести попытку одной российской компании зарегистрировать на свое имя товарный знак «Центральный детский мир на Лубянке». Частью знака также служило графическое изображение, которое очень напоминало известное здание «Детского мира» на Театральном проезде, 5. Роспатент и суды обоснованно сочли, что такое обозначение вызывает у потребителя однозначные ассоциации с магазином "Детский мир", который представляет собой крупнейшую в России сеть магазинов товаров для детей. Заявитель к этой сети магазинов не имеет никакого отношения, а потому в регистрации товарного знака должно быть отказано.

Однако решения Роспатента суды поддерживают не всегда.

VACHERON CONSTANTIN: швейцарские часы и одежда класса люкс

Товарный знак VACHERON CONSTANTIN для одежды класса люкс был зарегистрирован Роспатентом, несмотря на то, что на момент регистрации соответствующий бренд уже был широко известен и зарегистрирован в отношении швейцарских часов. Компания-правообладатель знака в отношении часов с решением Роспатента не согласилась и обратилась в Палату по патентным спорам с требованием прекратить правовую охрану товарного знака. Палата по патентным спорам правообладателю отказала, сославшись на неоднородность товаров. Однако суды последующих инстанций решение Палаты не поддержали, постановив, что регистрация знака российской компанией может быть актом недобросовестной конкуренции, а также может ввести покупателя в заблуждение относительно товара и его производителя.

Резюмируя, стоит отметить следующее:

  • перед подачей заявки в Роспатент, стоит убедиться, что ваша заявка не противоречит базовым правилам, раскрытым в данной статье. Если они нарушены, проблемы с регистрацией возникнут с высокой вероятностью.
  • если случай не столь очевиден, и явного нарушения нет, процесс регистрации может завершиться успешно, однако будет обременен рисками отказа, и стоит заранее подумать о том, как вы будете его преодолевать.

ИТОН: как защищали бренд чая и кофе


Первоначально, Роспатент отказал в регистрации товарного знака «ИТОН» для чая и кофе. Причина отказа - покупатель может подумать, что чай и кофе произведены в одноименном поселении Итон под Лондоном (Великобритания). Однако производитель, доказывая возможность регистрации интересующего его товарного знака, предоставил данные о том, что в этом английском местечке не производят ни чай, ни кофе. Дополнительно проведенные опросы общественного мнения показали, что 90% опрошенных даже не знают о существовании такого городка. В итоге, Палата по патентным спорам признала, что товарный знак можно зарегистрировать.

Важно помнить, что иногда решение эксперта Роспатента бывает сложно предсказать. Не все случаи четко прописаны в Рекомендациях, а некоторые из кейсов и просто дискуссионны. Принимая решение о регистрации либо об отказе в регистрации товарного знака, эксперт работает не со свершившимся фактом (на вас уже подали в суд за введение потребителя в заблуждение и недобросовестную рекламу), а с предположением, руководствуясь своим мировоззрением и пониманием психологии покупателя. Поэтому результат экспертизы не всегда может быть объективно спрогнозирован, а переписку с Роспатентом после отказа стоит воспринимать как аргументацию своей позиции, которая вполне может отличаться от мнения экспертов.

Зарегистрировать свой товарный знак можно здесь

Похожие статьи:
Надо понимать, что самое эффективное средство защиты своего бизнеса — юридическое оформление объектов интеллектуальной собственности в установленном законом порядке. Товарный знак службы доставки следует...
Товарные знаки
Как службе доставки защитить свой бизнес?
Зарегистрированный в Роспатенте бренд ателье по пошиву одежды защитит ваше дело от конкурентов и «патентных троллей». Вы сможете вкладывать дополнительные деньги в расширение, не опасаясь «перехвата» своего...
Товарные знаки
Почему ателье по пошиву одежды нужен товарный знак?
Если вы хотите развиваться в сфере типографских услуг, открывать новые подразделения в других регионах (в том числе по франшизе), вкладывая дополнительные средства в рекламную раскрутку онлайн и оффлайн, то...
Товарные знаки
Нужен ли типографии или копировальному центру товарный знак?
Если вы хотите успешно развиваться, расширять регионы своего присутствия и не бояться патентных троллей и агрессивных конкурентов, то вам необходимо оформить собственный товарный знак в Роспатенте. Регистрация...
Товарные знаки
Как ортопедическому салону защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Как и любая другая компания, кадровое агентство может защитить в Роспатенте любую свою интеллектуальную собственность, получив патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также свидетельства на...
Товарные знаки
Как кадровому агентству защитить свою интеллектуальную собственность
О конфискации речи не идет, но могут «заморозить» ряд прав собственников брендов. В некоторых недружественных зарубежных юрисдикциях такие санкции применили к российским компаниям и их интеллектуальной...
Товарные знаки
Могут ли у меня конфисковать товарный знак за рубежом?
International Standard Name Identifier (ISNI) — это единая международная система идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности. Простыми словами — это реестр и платформа для создателей различного...
Товарные знаки
Какую пользу приносит внесение фамилии и имени или псевдонима в ISNI?
Регистрация товарного знака необходима, чтобы обезопасить свое дело от конкурентов и «патентных троллей». Если какая-нибудь фирма незаконно использует ваш бренд, то вы сможете не только пресечь эти действия, но и...
Товарные знаки
Как антикварному магазину защитить свою интеллектуальную собственность
Свой зарегистрированный бренд обезопасит любого риелтора от ушлых конкурентов и патентных троллей: ни один из них не посмеет перехватить ваш товарный знак. Если же все-таки и произойдет нарушение ваших прав, то...
Товарные знаки
Почему риелтору нужен товарный знак
Оглавление Что такое товарный знак Виды товарных знаков Для чего регистрировать Как использовать зарегистрированный товарный знак Что еще нужно знать про товарный знак Внесение в ТРОИС Передача прав на...
Товарные знаки
Что нужно знать про товарный знак: все аспекты в одной статье
Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно. Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на...
Товарные знаки
Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
Если вы решили выйти на иностранные рынки, то товарный знак жизненно необходим. И не только для продаж на маркетплейсах. Работа с зарубежными партнерами без надлежащей защиты своего бренда в локальном Патентном...
Товарные знаки
Нужен ли мне товарный знак для торговли на зарубежных маркетплейсах?
В российском праве к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио- или видеопрограмма, кинохроникальная программа. Также в этот список...
Товарные знаки
Как СМИ защитить свою интеллектуальную собственность
К сожалению, все не так просто. То, что Вы уже работаете с этим названием на рынке, к сожалению, не мешает другим зарегистрировать такое же название на себя. Так как права на знак закрепляются за Вами только после...
Товарные знаки
Зачем регистрировать товарный знак, если компания уже фигурирует на рынке с ним много лет?
Развитие любого бизнеса предусматривает необходимость учета ряда юридических моментов. Одним из них является защита интеллектуальной собственности. Руководство автосервиса может зарегистрировать товарный знак,...
Товарные знаки
Как автосервису защитить свою интеллектуальную собственность
В июне 2024 года было объявлено о начале разработки нормативного документа, который предусматривает повышение государственных пошлин за регистрацию товарного знака. В середине сентября соответствующее...
Товарные знаки
Как изменятся госпошлины за регистрацию товарного знака?
Издательство может защитить свою интеллектуальную собственность, зарегистрировав в Роспатенте необходимые товарные знаки, промышленные образцы и программы для ЭВМ. А можно примеры уже зарегистрированных брендов?...
Товарные знаки
Как издательству защитить свою интеллектуальную собственность
Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака дает вашему бизнесу сразу несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, защищает дело от патентных троллей и от ушлых конкурентов. Вы сможете вкладывать...
Товарные знаки
Почему похоронному бюро нужен товарный знак
Собираетесь развивать свое дело, помогая людям лучше видеть? Тогда вам необходимо зарегистрировать собственный товарный знак. Это убережет ваше предприятие от недобросовестных конкурентов и патентных троллей,...
Товарные знаки
Как оптике защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Свидетельство о регистрации товарного знака — это надежная защита от патентных троллей и ушлых конкурентов, стремящихся перехватить раскручиваемый бренд. Ведь если правообладатель выявит факты нарушения его...
Товарные знаки
Почему аудитору нужен товарный знак
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!