База знаний
Товарные знаки Хотите задать вопрос?

По какой причине могут отказать в регистрации товарного знака?

Вам могут отказать по той причине, что кто-то уже зарегистрировал такой товарный знак раньше вас. Поэтому так часто говорят о важности проверки сходства с ранее зарегистрированными товарными знаками. Но если такой знак еще никто не зарегистрировал, не спешите пить шампанское — возможно, его просто нельзя зарегистрировать.

Абсолютные причины для отказа

Абсолютные причины для отказа — это термин, который описывает препятствия к регистрации из-за несоответствия знака требованиям закона.

  1. “Описательность” или “Ложность”

    Запрещена регистрация по закону, если выбранное слово является описательным, то есть непосредственно описывает (называет)  вид деятельности или товар.

    При этом описание может быть

    а) правдивым (как если назвать молоко – “Молоко”)

    б) ложным (как если назвать молоко – “Колбаса”)

  2. “Введение в заблуждение относительно места производства товара (география) или самого производителя”

    Запрещена регистрация по закону, если выбранное слово указывает на географический пункт или компанию, которые не относятся к регистрирующей знак компании.

  3. “Отсутствие различительной способности”

    Запрещена регистрация по закону, если выбранное слово состоит только из согласных букв и цифр. Так как товарный знак из используемых повсеместно согласных букв и цифр сложно различим потребителями, его называют “не обладающим различительной способностью”.

  4. Ошибки в слове. Запрещена регистрация слов с нарушениями правил русского языка. Например, не “Одежда”, а “Адежда”.

Товарные знаки регистрируют не просто так, а в отношении определенных товаров (услуг)Поэтому на имя разных правообладателей могут одновременно быть зарегистрированы товарные знаки “Ромашка” для юридических услуг и производства тракторов. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье, посвященной Международной классификации товаров и услуг.

Еще несколько примеров обозначений, не обладающих различительной способностью:

  • фотография вашего изделия. Такое обозначение Роспатент признает реалистичным изображением товара, а таким объектам охрана может быть предоставлена только в виде промышленных образцов.
  • обозначение, содержащее прямые характеристики свойств вашего изделия. Например, словосочетание “металлические гвозди” для товара “гвозди” на успешную регистрацию в Роспатенте рассчитывать не может.

AMERICAN POKERИнтересный пример по теме — отказ в регистрации обозначения «AMERICAN POKER» для игр азартных, программ игровых компьютерных и т.д. В данном случае, обозначение характеризует товары и услуги, указывая на вид и назначение товаров, а также связанных с ними услуг. Поэтому, в соответствии с правилами Роспатента, оно не может индивидуализировать товар/услугу конкретного производителя.

Пример чуть сложнее предыдущих — это слова, когда-то бывшие товарными знаками, а затем ставшие нарицательными или вошедшие во всеобщее употребление. Например, скотч, ксерокс или памперс. В таких случаях слишком поздняя подача заявки может стоить создателю популярного слова дорого — товарный знак не будет зарегистрирован, несмотря на то, что разработали и придумали его именно вы. Забавно то, что зарегистрировать слово «скотч» для юридических услуг вполне возможно  — в таком контексте слово не описывает сами услуги и одновременно не дает потребителю ложной информации.

Black RussianКомпания «Беркли Кэпитал» подала заявку на регистрацию товарного знака Black Russian. Роспатент отказал в регистрации, обосновав отказ тем, что Black Russian — это название широко известного коктейля, вошедшее во всеобщее употребление. «Беркли Кэпитал» обратилась в Суд по интеллектуальным правам и проиграла дело: cуд признал выводы Роспатента обоснованными. Правовое обоснование решения Суда - регистрация товарного знака не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1, подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ.

Еще один пример обозначений, не обладающих различительной способностью — это короткие сочетания букв и цифр без графического оформления. Например, «Ё», «175», «сз», или разрозненные обрывки геометрических фигур, не составляющие целостной картины.

Вторая по частотности причина для отказа в регистрации товарного знака — это попытка получения правовой охраны для обозначения, которое будет вводить потребителя в заблуждение относительно места производства товара или производителя.

Напоследок, перечислим кратким списком еще несколько причин для отказа в регистрации товарного знака. Итак, Роспатент с высочайшей вероятностью откажет, если интересующие вас слово или картинка:

  • используют официальную символику (например, флаг Российской Федерации).
  • содержат обозначения объектов культурного и природного наследия или элементы, которые с ними ассоциируются (фотографию Колизея или московского Кремля),
  • содержат аморальные и оскорбительные элементы (матерные слова, изображения гениталий и т.д.).

Исчерпывающе полный список оснований для отказа в регистрации обозначения перечислен в статье 1483 Гражданского Кодекса РФ. Помните, что заявку всегда можно скорректировать  — это никак законом не запрещено. 

Зарегистрировать свой товарный знак Вы можете здесь.

Похожие статьи:
Если вы решили выйти на иностранные рынки, то товарный знак жизненно необходим. И не только для продаж на маркетплейсах. Работа с зарубежными партнерами без надлежащей защиты своего бренда в локальном Патентном...
Товарные знаки
Нужен ли мне товарный знак для торговли на зарубежных маркетплейсах?
Лицензионный договор — это соглашение, по которому одна сторона (лицензиар, правообладатель) дает другой стороне (лицензиату) возможность использовать свой товарный знак или другой результат интеллектуальной...
Товарные знаки
Как расторгнуть лицензионный договор в одностороннем порядке
В июне 2024 года было объявлено о начале разработки нормативного документа, который предусматривает повышение государственных пошлин за регистрацию товарного знака. В середине сентября соответствующее...
Товарные знаки
Как изменятся госпошлины за регистрацию товарного знака?
Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно. Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на...
Товарные знаки
Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
К сожалению, все не так просто. То, что Вы уже работаете с этим названием на рынке, к сожалению, не мешает другим зарегистрировать такое же название на себя. Так как права на знак закрепляются за Вами только после...
Товарные знаки
Зачем регистрировать товарный знак, если компания уже фигурирует на рынке с ним много лет?
Если вы хотите успешно развиваться, расширять регионы своего присутствия и не бояться патентных троллей и агрессивных конкурентов, то вам необходимо оформить собственный товарный знак в Роспатенте. Регистрация...
Товарные знаки
Как ортопедическому салону защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Социологические исследования — это совокупность последовательных процедур, цель которых — новая информация и выявление закономерностей жизни. Одним из самых распространенных методов социологического...
Товарные знаки
Зачем нужны социологические исследования для товарных знаков?
Свидетельство о регистрации товарного знака — это надежная защита от патентных троллей и ушлых конкурентов, стремящихся перехватить раскручиваемый бренд. Ведь если правообладатель выявит факты нарушения его...
Товарные знаки
Почему аудитору нужен товарный знак
Перед регистрацией в Роспатенте собственного бренда необходимо провести глубокий предварительный поиск. Это можно сделать в личном кабинете на нашем сайте.  Нажмите кнопочку «Вход» или вот эту прямую ссылку. ...
Товарные знаки
Как самостоятельно искать товарные знаки в личном кабинете Онлайн Патента?
International Standard Name Identifier (ISNI) — это единая международная система идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности. Простыми словами — это реестр и платформа для создателей различного...
Товарные знаки
Какую пользу приносит внесение фамилии и имени или псевдонима в ISNI?
Свой зарегистрированный бренд обезопасит любого риелтора от ушлых конкурентов и патентных троллей: ни один из них не посмеет перехватить ваш товарный знак. Если же все-таки и произойдет нарушение ваших прав, то...
Товарные знаки
Почему риелтору нужен товарный знак
В российском праве к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио- или видеопрограмма, кинохроникальная программа. Также в этот список...
Товарные знаки
Как СМИ защитить свою интеллектуальную собственность
Как и любая другая компания, кадровое агентство может защитить в Роспатенте любую свою интеллектуальную собственность, получив патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также свидетельства на...
Товарные знаки
Как кадровому агентству защитить свою интеллектуальную собственность
Заключенный лицензионный договор предусматривает как правило возмездность установленных правоотношений. Это означает, что лицензиат должен выплатить лицензиару предусмотренные контрактом деньги за право...
Товарные знаки
Лицензиат использует мою интеллектуальную собственность, но не платит. Что делать?
Собираетесь развивать свое дело, помогая людям лучше видеть? Тогда вам необходимо зарегистрировать собственный товарный знак. Это убережет ваше предприятие от недобросовестных конкурентов и патентных троллей,...
Товарные знаки
Как оптике защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Это письменный контракт, в рамках которого назначенный учредителем управляющий обязан заниматься руководством, контролем и использованием предоставленными ему по договору активами (в данном случае —...
Товарные знаки
Что такое договор доверительного управления исключительным правом?
«Сиротские» (или орфанные, от англ. Orphan — сирота) произведения — это такие объекты авторского права, чей создатель или правообладатель остается неизвестным или нет его адреса (соответственно, нельзя направить ему...
Товарные знаки
Что такое сиротское произведение и как можно получить права на его использование?
Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака дает вашему бизнесу сразу несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, защищает дело от патентных троллей и от ушлых конкурентов. Вы сможете вкладывать...
Товарные знаки
Почему похоронному бюро нужен товарный знак
Оглавление Что такое товарный знак Виды товарных знаков Для чего регистрировать Как использовать зарегистрированный товарный знак Что еще нужно знать про товарный знак Внесение в ТРОИС Передача прав на...
Товарные знаки
Что нужно знать про товарный знак: все аспекты в одной статье
Издательство может защитить свою интеллектуальную собственность, зарегистрировав в Роспатенте необходимые товарные знаки, промышленные образцы и программы для ЭВМ. А можно примеры уже зарегистрированных брендов?...
Товарные знаки
Как издательству защитить свою интеллектуальную собственность
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!