По какой причине могут отказать в регистрации товарного знака?
Вам могут отказать по той причине, что кто-то уже зарегистрировал такой товарный знак раньше вас. Поэтому так часто говорят о важности проверки сходства с ранее зарегистрированными товарными знаками. Но если такой знак еще никто не зарегистрировал, не спешите пить шампанское — возможно, его просто нельзя зарегистрировать.
Абсолютные причины для отказа
Абсолютные причины для отказа — это термин, который описывает препятствия к регистрации из-за несоответствия знака требованиям закона.
-
“Описательность” или “Ложность”
Запрещена регистрация по закону, если выбранное слово является описательным, то есть непосредственно описывает (называет) вид деятельности или товар.
При этом описание может быть
а) правдивым (как если назвать молоко – “Молоко”)
б) ложным (как если назвать молоко – “Колбаса”)
-
“Введение в заблуждение относительно места производства товара (география) или самого производителя”
Запрещена регистрация по закону, если выбранное слово указывает на географический пункт или компанию, которые не относятся к регистрирующей знак компании.
-
“Отсутствие различительной способности”
Запрещена регистрация по закону, если выбранное слово состоит только из согласных букв и цифр. Так как товарный знак из используемых повсеместно согласных букв и цифр сложно различим потребителями, его называют “не обладающим различительной способностью”.
-
Ошибки в слове.
Запрещена регистрация слов с нарушениями правил русского языка.
Например, не “Одежда”, а “Адежда”.
Товарные знаки регистрируют не просто так, а в отношении определенных товаров (услуг)Поэтому на имя разных правообладателей могут одновременно быть зарегистрированы товарные знаки “Ромашка” для юридических услуг и производства тракторов. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье, посвященной Международной классификации товаров и услуг.
Еще несколько примеров обозначений, не обладающих различительной способностью:
- фотография вашего изделия. Такое обозначение Роспатент признает реалистичным изображением товара, а таким объектам охрана может быть предоставлена только в виде промышленных образцов.
- обозначение, содержащее прямые характеристики свойств вашего изделия. Например, словосочетание “металлические гвозди” для товара “гвозди” на успешную регистрацию в Роспатенте рассчитывать не может.
AMERICAN POKERИнтересный пример по теме —
отказ в регистрации обозначения «AMERICAN POKER» для игр азартных, программ игровых компьютерных и т.д. В данном случае, обозначение характеризует товары и услуги, указывая на вид и назначение товаров, а также связанных с ними услуг. Поэтому, в соответствии с правилами Роспатента, оно не может индивидуализировать товар/услугу конкретного производителя.
Пример чуть сложнее предыдущих — это слова, когда-то бывшие товарными знаками, а затем ставшие нарицательными или вошедшие во всеобщее употребление. Например, скотч, ксерокс или памперс. В таких случаях слишком поздняя подача заявки может стоить создателю популярного слова дорого —
товарный знак не будет зарегистрирован, несмотря на то, что разработали и придумали его именно вы. Забавно то, что зарегистрировать слово «скотч» для юридических услуг вполне возможно
—
в таком контексте слово не описывает сами услуги и одновременно не дает потребителю ложной информации.
Black RussianКомпания «Беркли Кэпитал» подала заявку на регистрацию товарного знака Black Russian. Роспатент отказал в регистрации, обосновав отказ тем, что Black Russian — это название широко известного коктейля, вошедшее во всеобщее употребление. «Беркли Кэпитал» обратилась в Суд по интеллектуальным правам и проиграла дело: cуд признал выводы Роспатента обоснованными. Правовое обоснование решения Суда - регистрация товарного знака не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1, подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ.
Еще один пример обозначений, не обладающих различительной способностью —
это короткие сочетания букв и цифр без графического оформления. Например, «Ё», «175», «сз», или разрозненные обрывки геометрических фигур, не составляющие целостной картины.
Вторая по частотности причина для отказа в регистрации товарного знака —
это попытка получения правовой охраны для обозначения, которое будет вводить потребителя в заблуждение относительно места производства товара или производителя.
Напоследок, перечислим кратким списком еще несколько причин для отказа в регистрации товарного знака. Итак, Роспатент с высочайшей вероятностью откажет, если интересующие вас слово или картинка:
- используют официальную символику (например, флаг Российской Федерации).
- содержат обозначения объектов культурного и природного наследия или элементы, которые с ними ассоциируются (фотографию Колизея или московского Кремля),
- содержат аморальные и оскорбительные элементы (матерные слова, изображения гениталий и т.д.).
Исчерпывающе полный список оснований для отказа в регистрации обозначения перечислен в статье 1483 Гражданского Кодекса РФ. Помните, что заявку всегда можно скорректировать
— это никак законом не запрещено.
Зарегистрировать свой товарный знак Вы можете здесь.