Почему важно регистрировать логотип как товарный знак
Российское законодательство определяет нормативные понятия терминов «товарный знак», «знак обслуживания» и «коммерческое обозначение». К сожалению, Гражданский кодекс РФ не расшифровывает, что следует относить с юридической точки зрения к логотипу.
Что понимается под логотипом в судебной практике?
ФАС Московского округа в своем постановлении от 22.06.2009 № КА-А40/5426-09 по делу № А40-41784/08-98-123 определяет логотип как оригинальное начертание наименования фирмы в полном или сокращенном формате, разработанное с целью привлечения внимания не только к компании, но и к ее товарам и услугам. Такой же термин используется и в Постановлении 9ААС от 5 мая 2016 г. по делу № А40-138017/2013, и в Решении АС Республики Хакасия от 14 октября 2013 г. по делу № А74-2652/2013
Зачем нужна регистрация логотипа как части товарного знака?
Если логотип является частью товарного знака, то в этом случае его официальное оформление защитит объект от посягательств злоумышленников.
Пример из практики. Иностранная компания подала в суд, так как ее логотип и производимые игрушки были фактически скопированы. Правоприменитель согласился с доводами стороны, обратив особое внимание на лого, размещенное на товарах ответчика. Оно (при сопоставлении с исходным изображением правообладателя) визуально напоминало зарубежный бренд, что могло вызвать у потребителя неправильные ассоциации (смешение предметов в глазах потенциального клиента — Решение от 29 июля 2022 г. по делу № А43-14321/2022).
Логотип и товарный знак -
процедура регистрации
представлена здесь.
А можно ли привлечь виновного к административной ответственности за незаконное использование зарегистрированного логотипа?
Да, статья 14.10 КоАП РФ предусматривает возможность наложения соответствующей санкции на нарушителей.
Однако суды, рассматривая подобные дела, единой точки зрения никогда не придерживаются. Поэтому субъект, разместивший незаконно логотип, может получить и обычное предупреждение с уничтожением предметов, на которых был нанесено лого (Решение от 2 августа 2022 г. по делу № А71-6005/2022), и небольшой штраф (Постановление от 2 августа 2022 г. по делу № А51-6789/2022).
При этом сопоставление логотипов может иногда стать основанием для определения, является ли представленный к изучению товар контрафактным (Решение от 4 августа 2022 г. по делу № А47-4089/2022).