Журнал
8 800 700-55-29
Товарные знаки11 января 2021

Право на красоту. Защита интеллектуальной собственности в индустрии красоты

8 минут

8 минут

Каждый владелец салона или мастер знает, что клиенты идут к нему не только за самой услугой и конкретным результатом, но и за определенной атмосферой. Кто-то предпочитает домашний уют, а кто-то флер роскоши. Пожалуй, именно поэтому в сфере красоты владельцы бизнеса уделяют особое внимание общей концепции своего салона или клиники.

Название, логотип, цветовая гамма, униформа сотрудников, дизайн и даже ароматизация помещения – вот некоторые важные детали, из которых эта самая атмосфера складывается. Они важны как для крупных сетевых предприятий, так и для самостоятельных мастеров.

Как же защитить свои права на разработанный образ и его детали (и почему вообще вам может понадобиться его защищать?)

Один из самых популярных способов закрепить свои права на все вышеперечисленные объекты (и не только на них) – это регистрация в Роспатенте. Вот примерный список объектов, которые можно и нужно регистрировать:

Как использовать товарный знак себе и своему бизнесу во благо 

В первую очередь поговорим о преимуществах правообладателя товарного знака. Зарегистрировав свое обозначение в Роспатенте, вы обнаружите, что перед вами открылся широкий спектр возможностей. Теперь у вас есть право размещать свой товарный знак следующим образом: 

  • на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, 
  • при выполнении работ, оказании услуг;на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот,
  • в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе,
  • в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации,
  • и многие другие преимущества, подробнее по ссылке в отдельной статье.  

Во-вторых, у вас появится надёжный инструмент для защиты от копирования конкурентами в сети Интернет и в офлайн. Если вы зарегистрируете свое название, логотип или даже рекламный слоган в Роспатенте в качестве товарного знака, то вы сможете запрещать третьим лицам использовать их без вашего разрешения, а в случае нарушения ваших прав получить компенсацию до 5 млн. руб. 

Спор о нарушении исключительных прав на товарные знаки:Правообладатель товарного знака Beauty Style ООО "МЕДЖИК БЬЮТИ СТАЙЛ" выиграл спор о нарушении исключительного права на товарный знак против ИП Гусева Н.А. и ИП Гусева А.П. (Судебное дело А41-102054/2015). Суд постановил: Запретить использовать товарные знаки, тождественные и сходные до степени смешения с обозначением правообладателя, и выплатить компенсацию в размере 400 000 рублей.

В-третьих, вы можете запрещать конкурентам использовать ваш товарный знак в контекстной рекламе. Таким образом, вы защититесь от перехвата трафика и сэкономите рекламный бюджет. Подробнее о том, как это сделать, читайте в отдельной статье Как остановить недобросовестную рекламу "по конкурентам" в сети Интернет

Что действительно нужно защищать?

Для начала определим ключевой тезис, чтобы не потратить свои средства и силы на регистрацию ради самого факта регистрации: "Защищать следует в первую очередь важные для бизнеса объекты".  

Чтобы их определить, выпишите все ваши активы и ответьте на следующие вопросы:

  1. Объект значим для бизнеса — что будет, если он просто возьмет и исчезнет?
  2. Объект уникален — вы можете пойти и купить точно такой же объект в магазине?
  3. Объект создает ценность — понесет ли бизнес потери, если такой же объект появится у конкурента? 

Давайте вместе с вами пройдемся по конкретным направлениям, чтобы вам было легче представить, какие объекты и как именно можно защитить для вашего бизнеса. 

Салон красоты. 

Широкое поле для деятельности, ведь потенциально защитить можно все, что помогает вам  выстраивать коммуникацию с клиентом (от названия до деталей интерьера). Владельцы сети салонов маникюра и педикюра "Пальчики" зарегистрировали не только логотип (товарный знак №370348), но и элементы дизайна (товарные знаки №№ 701854, 701855691091)

Этот товарный знак вы могли видеть на сайте и на вывесках сети
Этот товарный знак вы могли видеть на сайте и на вывесках сети

Производство косметики. 

Объектами защиты могут стать названия линеек продукции, логотипы, внешний вид и форма упаковок, а также рецептура косметики. 

 Что защищает "Натура Сиберика"?  Известный производитель уходовых и косметических средств ООО "Натура Сиберика" регистрирует многочисленные товарные знаки, а также рецептуры. Например,  Косметическая композиция для увлажнения и заживления кожи (патент на изобретение №2660350), композиция против выпадения и стимулирующая рост волос (патент на изобретение №2704490).

Изображение фантазийного существа на упаковках с продукцией "Натура Сиберика", товарный знак <a href="https://onlinepatent.ru/trademarks/592867/">№592867</a>
Изображение фантазийного существа на упаковках с продукцией "Натура Сиберика", товарный знак №592867

Салон цветов

Если вы оказываете услуги флориста, или у вас есть цветочный салон, то вы также можете защитить свое название в качестве товарного знака, а еще оригинальные формы букетов или способы их изготовления (патент на изобретение №2642873). 

Логотип сети цветочных баз, товарный знак <a href="https://onlinepatent.ru/trademarks/666653/">№666653</a>
Логотип сети цветочных баз, товарный знак №666653

Какие бывают патенты и нужны ли они вам? 

Права патентобладателя схожи с правами владельца товарного знака. Если вы создали устройство, систему, или разработали формулу, то вы получите конкурентное преимущество и временную монополию на оригинальные разработки (т.е. вы сможете запрещать третьим лицам использовать ваши технологии). 

Нельзя не отменить, что наличие патентов повышает уровень доверия потребителей, ведь у вас будет документально подтвержденная уникальность предлагаемых вами продуктов или методик. Здесь представлена лишь очень малая часть возможных объектов для регистрации:

  • Способ измерения красоты человека (патент на изобретение №2594805),
  • Система окраски волос (патент на изобретение №2427807),
  • Фен для сушки волос (патент на изобретение №2405398), 
  • Пылесос для маникюрного/педикюрного кабинета (патент на полезную модель №195199),
  • Мобильный парикмахерский стол (патент на полезную модель №190748)
  • Механической массажер для массажа лица (патент на полезную модель №106108)

А если у вас только страничка во Вконтакте или Instagram? 

Название бренда, название линеек продукции, необычные логотипы, название вашей группы или страницы, уникальные посты - даже если ваш бизнес живет только в соцсетях, у вас есть множество объектов для защиты. 

Более того, как правило, в случае нарушений ваших прав как владельца товарного знака, вы можете обратиться к администрации социальных сетей с просьбой блокировать группу, копирующую или использующую ваш товарный знак

Хотите узнать ещё больше? 

Посмотрите запись вебинара "Право на красоту". Посмотрим, что скрывается за словами "интеллектуальная собственность" для индустрии красоты и как это на самом деле работает и составим топ рекомендаций для защиты интеллектуальных прав в интернете и в офлайне: от странички в Instagram до сети клиник. 

Ответы на самые частые вопросы по защите интеллектуальной собственности

  • Могу ли я как-то проверить, не занято ли кем-то интересующее меня наименование? 

    Да, вы можете воспользоваться поиском по официальным базам Роспатента. Для этого мы сделали специальный онлайн-поиск, который поможет проверить ваше наименование на совпадение с чужими товарными знаками. Однако, если даже вы найдете ваш бренд в результатах, не спешите расстраиваться. Существует множество нюансов, которые следует учесть (это оставьте нам) - вероятность зарегистрировать ваше наименование существует. 

    • А есть ли такой поиск по изобретениям? 

      Да, и поиск находится по этой ссылке. Используйте функцию расширенного поиска, чтобы посмотреть конкретных правообладателей или даже номер патента. 

      • Как происходит регистрация товарного знака и какие вообще они бывают? 

        Ознакомьтесь с нашей инфографикой "Отвечаем на девять важныхвопросов о товарном знаке". Скорее всего, вы сможете найти нужный вам пункт. Но вам вовсе необязательно разбираться в каждой детали, ведь система сама подскажет как подать заявку на регистрацию товарного знака или патента . Сделать это можно онлайн прямо в личном кабинете на сайте Онлайн Патент

        Если у вас есть вопросы, то просто свяжитесь с нами любым удобным способом!