Право на красоту. Защита интеллектуальной собственности в индустрии красоты
Каждый владелец салона или мастер знает, что клиенты идут к нему не только за самой услугой и конкретным результатом, но и за определенной атмосферой. Кто-то предпочитает домашний уют, а кто-то флер роскоши. Пожалуй, именно поэтому в сфере красоты владельцы бизнеса уделяют особое внимание общей концепции своего салона или клиники.
Название, логотип, цветовая гамма, униформа сотрудников, дизайн и даже ароматизация помещения – вот некоторые важные детали, из которых эта самая атмосфера складывается. Они важны как для крупных сетевых предприятий, так и для самостоятельных мастеров.
Как же защитить свои права на разработанный образ и его детали (и почему вообще вам может понадобиться его защищать?)
Один из самых популярных способов закрепить свои права на все вышеперечисленные объекты (и не только на них) – это регистрация в Роспатенте. Вот примерный список объектов, которые можно и нужно регистрировать:
Бренды, логотипы, наименования, слоганы, доменные имена – товарный знак,
Оригинальный дизайн изделий, упаковок, флаконов различной продукции – промышленный образец,
Как использовать товарный знак себе и своему бизнесу во благо
В первую очередь поговорим о преимуществах правообладателя товарного знака. Зарегистрировав свое обозначение в Роспатенте, вы обнаружите, что перед вами открылся широкий спектр возможностей. Теперь у вас есть право размещать свой товарный знак следующим образом:
на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров,
при выполнении работ, оказании услуг;
на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот,
в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе,
в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации,
Во-вторых, у вас появится надёжный инструмент для защиты от копирования конкурентами в сети Интернет и в офлайн.
Если вы зарегистрируете свое название, логотип или даже рекламный слоган в Роспатенте в качестве товарного знака, то вы сможете запрещать третьим лицам использовать их без вашего разрешения, а в случае нарушения ваших прав получить компенсацию до 5 млн. руб.
Спор о нарушении исключительных прав на товарные знаки:
Правообладатель товарного знака Beauty Style ООО "МЕДЖИК БЬЮТИ СТАЙЛ" выиграл спор о нарушении исключительного права на товарный знак против ИП Гусева Н.А. и ИП Гусева А.П. (Судебное дело А41-102054/2015). Суд постановил: Запретить использовать товарные знаки, тождественные и сходные до степени смешения с обозначением правообладателя, и выплатить компенсацию в размере 400 000 рублей.
В-третьих, вы можете запрещать конкурентам использовать ваш товарный знак в контекстной рекламе. Таким образом, вы защититесь от перехвата трафика и сэкономите рекламный бюджет. Подробнее о том, как это сделать, читайте в отдельной статье Как остановить недобросовестную рекламу "по конкурентам" в сети Интернет.
Что действительно нужно защищать?
Для начала определим ключевой тезис, чтобы не потратить свои средства и силы на регистрацию ради самого факта регистрации: "Защищать следует в первую очередь важные для бизнеса объекты".
Чтобы их определить, выпишите все ваши активы и ответьте на следующие вопросы:
Объект значим для бизнеса — что будет, если он просто возьмет и исчезнет?
Объект уникален — вы можете пойти и купить точно такой же объект в магазине?
Объект создает ценность — понесет ли бизнес потери, если такой же объект появится у конкурента?
Давайте вместе с вами пройдемся по конкретным направлениям, чтобы вам было легче представить, какие объекты и как именно можно защитить для вашего бизнеса.
Салон красоты.
Широкое поле для деятельности, ведь потенциально защитить можно все, что помогает вам выстраивать коммуникацию с клиентом (от названия до деталей интерьера). Владельцы сети салонов маникюра и педикюра "Пальчики" зарегистрировали не только логотип (товарный знак №370348), но и элементы дизайна (товарные знаки №№ 701854,
701855, 691091)
Производство косметики.
Объектами защиты могут стать названия линеек продукции, логотипы, внешний вид и форма упаковок, а также рецептура косметики.
Что защищает "Натура Сиберика"? Известный производитель уходовых и косметических средств ООО "Натура Сиберика" регистрирует многочисленные товарные знаки, а также рецептуры. Например, Косметическая композиция для увлажнения и заживления кожи (патент на изобретение №2660350), композиция против выпадения и стимулирующая рост волос (патент на изобретение №2704490).
Салон цветов
Если вы оказываете услуги флориста, или у вас есть цветочный салон, то вы также можете защитить свое название в качестве товарного знака, а еще оригинальные формы букетов или способы их изготовления (патент на изобретение №2642873).
Какие бывают патенты и нужны ли они вам?
Права патентобладателя схожи с правами владельца товарного знака. Если вы создали устройство, систему, или разработали формулу, то вы получите конкурентное преимущество и временную монополию на оригинальные разработки (т.е. вы сможете запрещать третьим лицам использовать ваши технологии).
Нельзя не отменить, что наличие патентов повышает уровень доверия потребителей, ведь у вас будет документально подтвержденная уникальность предлагаемых вами продуктов или методик. Здесь представлена лишь очень малая часть возможных объектов для регистрации:
Способ измерения красоты человека (патент на изобретение №2594805),
Система окраски волос (патент на изобретение №2427807),
Фен для сушки волос (патент на изобретение №2405398),
Пылесос для маникюрного/педикюрного кабинета (патент на полезную модель №195199),
Мобильный парикмахерский стол (патент на полезную модель №190748)
Механической массажер для массажа лица (патент на полезную модель №106108)
А если у вас только страничка во Вконтакте или Instagram?
Название бренда, название линеек продукции, необычные логотипы, название вашей группы или страницы, уникальные посты - даже если ваш бизнес живет только в соцсетях, у вас есть множество объектов для защиты.
Посмотрите запись вебинара "Право на красоту". Посмотрим, что скрывается за словами "интеллектуальная собственность" для индустрии красоты и как это на самом деле работает и составим топ рекомендаций для защиты интеллектуальных прав в интернете и в офлайне: от странички в Instagram до сети клиник.
Ответы на самые частые вопросы по защите интеллектуальной собственности
Могу ли я как-то проверить, не занято ли кем-то интересующее меня наименование?
Да, вы можете воспользоваться поиском по официальным базам Роспатента. Для этого мы сделали специальный онлайн-поиск, который поможет проверить ваше наименование на совпадение с чужими товарными знаками. Однако, если даже вы найдете ваш бренд в результатах, не спешите расстраиваться. Существует множество нюансов, которые следует учесть (это оставьте нам) - вероятность зарегистрировать ваше наименование существует.
А есть ли такой поиск по изобретениям?
Да, и поиск находится по этой ссылке. Используйте функцию расширенного поиска, чтобы посмотреть конкретных правообладателей или даже номер патента.
Как происходит регистрация товарного знака и какие вообще они бывают?
Сейчас мы попросим у вас доступ к вашему аккаунту ВКонтакте. Нажмите «Разрешить», чтобы сервис SMM-Броня смог проанализировать вашу группу. Онлайн Патент использует официальные ресурсы доступа ВКонтакте и не собирает ваши личные данные.