База знаний
Товарные знаки Хотите задать вопрос?

Право на красоту. Защита интеллектуальной собственности в индустрии красоты

Каждый владелец салона или мастер знает, что клиенты идут к нему не только за самой услугой и конкретным результатом, но и за определенной атмосферой. Кто-то предпочитает домашний уют, а кто-то флер роскоши. Пожалуй, именно поэтому в сфере красоты владельцы бизнеса уделяют особое внимание общей концепции своего салона или клиники.

Название, логотип, цветовая гамма, униформа сотрудников, дизайн и даже ароматизация помещения – вот некоторые важные детали, из которых эта самая атмосфера складывается. Они важны как для крупных сетевых предприятий, так и для самостоятельных мастеров.


Как же защитить свои права на разработанный образ и его детали (и почему вообще вам может понадобиться его защищать?)

Один из самых популярных способов закрепить свои права на все вышеперечисленные объекты (и не только на них) – это регистрация в Роспатенте. Вот примерный список объектов, которые можно и нужно регистрировать:


Как использовать товарный знак себе и своему бизнесу во благо 

В первую очередь поговорим о преимуществах правообладателя товарного знака. Зарегистрировав свое обозначение в Роспатенте, вы обнаружите, что перед вами открылся широкий спектр возможностей. Теперь у вас есть право размещать свой товарный знак следующим образом: 

  • на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, 
  • при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот,
  • в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе,
  • в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации,
  • и многие другие преимущества, подробнее по ссылке в отдельной статье.  

Во-вторых, у вас появится надёжный инструмент для защиты от копирования конкурентами в сети Интернет и в офлайн. Если вы зарегистрируете свое название, логотип или даже рекламный слоган в Роспатенте в качестве товарного знака, то вы сможете запрещать третьим лицам использовать их без вашего разрешения, а в случае нарушения ваших прав получить компенсацию до 5 млн. руб. 

Спор о нарушении исключительных прав на товарные знаки: Правообладатель товарного знака Beauty Style ООО "МЕДЖИК БЬЮТИ СТАЙЛ" выиграл спор о нарушении исключительного права на товарный знак против ИП Гусева Н.А. и ИП Гусева А.П. (Судебное дело А41-102054/2015). Суд постановил: Запретить использовать товарные знаки, тождественные и сходные до степени смешения с обозначением правообладателя, и выплатить компенсацию в размере 400 000 рублей.

В-третьих, вы можете запрещать конкурентам использовать ваш товарный знак в контекстной рекламе. Таким образом, вы защититесь от перехвата трафика и сэкономите рекламный бюджет. Подробнее о том, как это сделать, читайте в отдельной статье Как остановить недобросовестную рекламу "по конкурентам" в сети Интернет


Что действительно нужно защищать?

Для начала определим ключевой тезис, чтобы не потратить свои средства и силы на регистрацию ради самого факта регистрации: "Защищать следует в первую очередь важные для бизнеса объекты".  

Чтобы их определить, выпишите все ваши активы и ответьте на следующие вопросы:

  1. Объект значим для бизнеса — что будет, если он просто возьмет и исчезнет?
  2. Объект уникален — вы можете пойти и купить точно такой же объект в магазине?
  3. Объект создает ценность — понесет ли бизнес потери, если такой же объект появится у конкурента? 

Давайте вместе с вами пройдемся по конкретным направлениям, чтобы вам было легче представить, какие объекты и как именно можно защитить для вашего бизнеса. 

Салон красоты. 

Широкое поле для деятельности, ведь потенциально защитить можно все, что помогает вам  выстраивать коммуникацию с клиентом (от названия до деталей интерьера). Владельцы сети салонов маникюра и педикюра "Пальчики" зарегистрировали не только логотип (товарный знак №370348), но и элементы дизайна (товарные знаки №№ 701854, 701855691091)

Этот товарный знак вы могли видеть на сайте и на вывесках сети

Производство косметики. 

Объектами защиты могут стать названия линеек продукции, логотипы, внешний вид и форма упаковок, а также рецептура косметики. 

 Что защищает "Натура Сиберика"?  Известный производитель уходовых и косметических средств ООО "Натура Сиберика" регистрирует многочисленные товарные знаки, а также рецептуры. Например,  Косметическая композиция для увлажнения и заживления кожи (патент на изобретение №2660350), композиция против выпадения и стимулирующая рост волос (патент на изобретение №2704490).

Изображение фантазийного существа на упаковках с продукцией "Натура Сиберика", товарный знак №592867

Салон цветов

Если вы оказываете услуги флориста, или у вас есть цветочный салон, то вы также можете защитить свое название в качестве товарного знака, а еще оригинальные формы букетов или способы их изготовления (патент на изобретение №2642873). 

Логотип сети цветочных баз, товарный знак №666653


Какие бывают патенты и нужны ли они вам? 

Права патентобладателя схожи с правами владельца товарного знака. Если вы создали устройство, систему, или разработали формулу, то вы получите конкурентное преимущество и временную монополию на оригинальные разработки (т.е. вы сможете запрещать третьим лицам использовать ваши технологии). 

Нельзя не отменить, что наличие патентов повышает уровень доверия потребителей, ведь у вас будет документально подтвержденная уникальность предлагаемых вами продуктов или методик. Здесь представлена лишь очень малая часть возможных объектов для регистрации:

  • Способ измерения красоты человека (патент на изобретение №2594805),
  • Система окраски волос (патент на изобретение №2427807),
  • Фен для сушки волос (патент на изобретение №2405398), 
  • Пылесос для маникюрного/педикюрного кабинета (патент на полезную модель №195199),
  • Мобильный парикмахерский стол (патент на полезную модель №190748)
  • Механической массажер для массажа лица (патент на полезную модель №106108)

А если у вас только страничка во Вконтакте или Instagram? 

Название бренда, название линеек продукции, необычные логотипы, название вашей группы или страницы, уникальные посты - даже если ваш бизнес живет только в соцсетях, у вас есть множество объектов для защиты. 

Более того, как правило, в случае нарушений ваших прав как владельца товарного знака, вы можете обратиться к администрации социальных сетей с просьбой блокировать группу, копирующую или использующую ваш товарный знак


Хотите узнать ещё больше? 

Посмотрите запись вебинара "Право на красоту". Посмотрим, что скрывается за словами "интеллектуальная собственность" для индустрии красоты и как это на самом деле работает и составим топ рекомендаций для защиты интеллектуальных прав в интернете и в офлайне: от странички в Instagram до сети клиник. 


Ответы на самые частые вопросы по защите интеллектуальной собственности

  • Могу ли я как-то проверить, не занято ли кем-то интересующее меня наименование? 

    Да, вы можете воспользоваться поиском по официальным базам Роспатента. Для этого мы сделали специальный онлайн-поиск, который поможет проверить ваше наименование на совпадение с чужими товарными знаками. Однако, если даже вы найдете ваш бренд в результатах, не спешите расстраиваться. Существует множество нюансов, которые следует учесть (это оставьте нам) - вероятность зарегистрировать ваше наименование существует. 

    • А есть ли такой поиск по изобретениям? 

      Да, и поиск находится по этой ссылке. Используйте функцию расширенного поиска, чтобы посмотреть конкретных правообладателей или даже номер патента. 

      • Как происходит регистрация товарного знака и какие вообще они бывают? 

        Ознакомьтесь с нашей инфографикой "Отвечаем на девять важных вопросов о товарном знаке". Скорее всего, вы сможете найти нужный вам пункт. Но вам вовсе необязательно разбираться в каждой детали, ведь система сама подскажет как подать заявку на регистрацию товарного знака или патента . Сделать это можно онлайн прямо в личном кабинете на сайте Онлайн Патент

        Если у вас есть вопросы, то просто свяжитесь с нами любым удобным способом! 

          Похожие статьи:
          International Standard Name Identifier (ISNI) — это единая международная система идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности. Простыми словами — это реестр и платформа для создателей различного...
          Товарные знаки
          Какую пользу приносит внесение фамилии и имени или псевдонима в ISNI?
          Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно. Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на...
          Товарные знаки
          Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
          Развитие любого бизнеса предусматривает необходимость учета ряда юридических моментов. Одним из них является защита интеллектуальной собственности. Руководство автосервиса может зарегистрировать товарный знак,...
          Товарные знаки
          Как автосервису защитить свою интеллектуальную собственность
          Надо понимать, что самое эффективное средство защиты своего бизнеса — юридическое оформление объектов интеллектуальной собственности в установленном законом порядке. Товарный знак службы доставки следует...
          Товарные знаки
          Как службе доставки защитить свой бизнес?
          В июне 2024 года было объявлено о начале разработки нормативного документа, который предусматривает повышение государственных пошлин за регистрацию товарного знака. В середине сентября соответствующее...
          Товарные знаки
          Как изменятся госпошлины за регистрацию товарного знака?
          Издательство может защитить свою интеллектуальную собственность, зарегистрировав в Роспатенте необходимые товарные знаки, промышленные образцы и программы для ЭВМ. А можно примеры уже зарегистрированных брендов?...
          Товарные знаки
          Как издательству защитить свою интеллектуальную собственность
          Регистрация товарного знака необходима, чтобы обезопасить свое дело от конкурентов и «патентных троллей». Если какая-нибудь фирма незаконно использует ваш бренд, то вы сможете не только пресечь эти действия, но и...
          Товарные знаки
          Как антикварному магазину защитить свою интеллектуальную собственность
          О конфискации речи не идет, но могут «заморозить» ряд прав собственников брендов. В некоторых недружественных зарубежных юрисдикциях такие санкции применили к российским компаниям и их интеллектуальной...
          Товарные знаки
          Могут ли у меня конфисковать товарный знак за рубежом?
          В российском праве к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио- или видеопрограмма, кинохроникальная программа. Также в этот список...
          Товарные знаки
          Как СМИ защитить свою интеллектуальную собственность
          Собираетесь развивать свое дело, помогая людям лучше видеть? Тогда вам необходимо зарегистрировать собственный товарный знак. Это убережет ваше предприятие от недобросовестных конкурентов и патентных троллей,...
          Товарные знаки
          Как оптике защитить свой бизнес с помощью товарного знака
          Оглавление Что такое товарный знак Виды товарных знаков Для чего регистрировать Как использовать зарегистрированный товарный знак Что еще нужно знать про товарный знак Внесение в ТРОИС Передача прав на...
          Товарные знаки
          Что нужно знать про товарный знак: все аспекты в одной статье
          Если вы решили выйти на иностранные рынки, то товарный знак жизненно необходим. И не только для продаж на маркетплейсах. Работа с зарубежными партнерами без надлежащей защиты своего бренда в локальном Патентном...
          Товарные знаки
          Нужен ли мне товарный знак для торговли на зарубежных маркетплейсах?
          Как и любая другая компания, кадровое агентство может защитить в Роспатенте любую свою интеллектуальную собственность, получив патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также свидетельства на...
          Товарные знаки
          Как кадровому агентству защитить свою интеллектуальную собственность
          Свидетельство о регистрации товарного знака — это надежная защита от патентных троллей и ушлых конкурентов, стремящихся перехватить раскручиваемый бренд. Ведь если правообладатель выявит факты нарушения его...
          Товарные знаки
          Почему аудитору нужен товарный знак
          Зарегистрированный в Роспатенте бренд ателье по пошиву одежды защитит ваше дело от конкурентов и «патентных троллей». Вы сможете вкладывать дополнительные деньги в расширение, не опасаясь «перехвата» своего...
          Товарные знаки
          Почему ателье по пошиву одежды нужен товарный знак?
          Свой зарегистрированный бренд обезопасит любого риелтора от ушлых конкурентов и патентных троллей: ни один из них не посмеет перехватить ваш товарный знак. Если же все-таки и произойдет нарушение ваших прав, то...
          Товарные знаки
          Почему риелтору нужен товарный знак
          Если вы хотите успешно развиваться, расширять регионы своего присутствия и не бояться патентных троллей и агрессивных конкурентов, то вам необходимо оформить собственный товарный знак в Роспатенте. Регистрация...
          Товарные знаки
          Как ортопедическому салону защитить свой бизнес с помощью товарного знака
          К сожалению, все не так просто. То, что Вы уже работаете с этим названием на рынке, к сожалению, не мешает другим зарегистрировать такое же название на себя. Так как права на знак закрепляются за Вами только после...
          Товарные знаки
          Зачем регистрировать товарный знак, если компания уже фигурирует на рынке с ним много лет?
          Если вы хотите развиваться в сфере типографских услуг, открывать новые подразделения в других регионах (в том числе по франшизе), вкладывая дополнительные средства в рекламную раскрутку онлайн и оффлайн, то...
          Товарные знаки
          Нужен ли типографии или копировальному центру товарный знак?
          Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака дает вашему бизнесу сразу несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, защищает дело от патентных троллей и от ушлых конкурентов. Вы сможете вкладывать...
          Товарные знаки
          Почему похоронному бюро нужен товарный знак
          Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!