Размывание/размытие товарного знака: что это такое и как избежать?
Предприниматель регистрирует товарный знак в Роспатенте по определенному коду или кодам МКТУ. Это означает, что если какой-то бизнесмен захочет использовать уже зарегистрированный бренд в своих личных целях по этим же классифицируемым позициям, то его строго накажет ФАС и суд.
В то же время ничто не запрещает какому-то коммерсанту использовать чужой товарный знак на продуктах, которые прямо не конкурируют с защищенными. Как пример: бренд, используемый фирмой для обозначения косметики, может быть законно применен в сферах производства сладкого и мучного.
Может ли такая комбинация принести вред правообладателю? Да, считают юристы, так как у зарегистрированного бренда растворится различительная способность (а это, в свою очередь, прямо влияет на репутацию используемого товарного знака).
Что делать в этом случае? Пытаться обратиться в суд, так как законодательного закрепления противодействия «размытию» в России нет.
Мотивируя свои требования, можно ссылаться на совершенно различные факторы:
- неиспользование бренда-нарушителя в течение длительного времени. Пример из практики: индивидуальный предприниматель Азамат Ибатуллин, зарегистрировав обозначение «локомотив» для реализации товаров, потребовал прекратить правовую охрану одноименного знака фирмы, внесенного в перечень Росреестра по спискам «агентство по импорту-экспорту»: демонстрация товаров, ярмарок и рекламы. Суд по интеллектуальным правам прекратил правовую охрану обозначения для компании, но только в сферах, пересекаемых с ИП, в связи с длительным неиспользованием бренда (постановление СИП от 29.01.2021 по делу № СИП-903/2019);
- применение предпринимателем, решившемся на размытие, той же цветовой гаммы и наименования, что и у правообладателя.
В каких странах механизм защиты от размытия закреплен законодательно? В первую очередь — это, конечно же, США. В Законе Лэнхема указывается, что владелец известного товарного знака может в судебном порядке запретить другому лицу, «которое в любое время после того, как знак владельца стал известным, … использовать знак или фирменное наименование в коммерции». Само размывание понимается либо как стирание различительной способности, либо как опорочивание репутации.
Как
защитить себя в условиях отсутствия
нормативного регулирования в России?
Единственный способ —
правильно зарегистрировать свой бренд
в Роспатенте, перекрыв даже намек на
нарушение. Это сделать просто:
воспользуйтесь
услугами профессионалов —
компании «Онлайн-патент».