Регистрация товарного знака в США: как это сделать
Деление права на федеральное и право субъектов —
вовсе
не новинка для жителей России. Однако право интеллектуальной собственности у нас находится в ведении Федерации (ст. 71 Конституции), а поэтому с этой проблемой мы здесь не сталкиваемся.
Законодательство США об интеллектуальности достаточно значительно отличается от нашего. Как мы знаем, положение об авторском праве США формулируется в разделе 8 ст. 1 («Полномочия Конгресса») следующим образом: «Конгресс имеет право: ... содействовать развитию науки и полезных ремесел, закрепляя на определенный срок за авторами и изобретателями исключительные прав на их сочинения и открытия», что явно относит данный предмет к федеральному праву.
С товарными знаками все несколько сложнее — с одной стороны, мы имеем так называемую «торговую оговорку» в том же разделе о «регулировании торговли с иностранными государствами, между отдельными штатами и с племенами индейцев», то есть, опять же, в ведении федерации, а с другой стороны — регулировании торговли и бизнеса в каждом штате. Таким образом, мы получаем двухуровневую систему регистрации товарных знаков: на федеральном уровне (охрана на территории всей страну) и на уровне конкретного штата. Отдельные особенности этого процесса различаются от штата к штату, однако большинство субъектов США приняли версию Типового закона штата о товарных знаках, который написан под влиянием федерального закона о товарных знаках.
Более подробную информацию о законодательстве каждого штата можно найти по ссылке, а мы разберем федеральное законодательство.
Все процедуры, связанные с товарными знаками, осуществляет United States Patent and Trademark Office (USPTO). Лица, имеющие домицилий в США, могут взаимодействовать с Ведомством напрямую, остальным же потребуются помощь профессионального юриста.
Заявку можно подать онлайн с помощью двух систем на выбор (от этого зависит, в частности, пошлина):
Первая — более сложная в использовании, ориентированная больше на профессионалов, вторая же немного полегче в обращении.
Еще одно деление систем регистрации — по наличию использования товарного знака: зарегистрировать намного проще (и дешевле), если правообладатель уже использует это обозначение для ведения бизнеса. Однако такой вариант ни в коем случае не отрицает возможность зарегистрировать товарный знак, если выпуск товаров или оказание услуг только планируется.
Итак, заявка подается в USPTO (возможна электронная подача). В документах заявки указывается следующая информация: наименование и адрес заявителя, организационно-правовая форма, точная формулировка товара/услуг, изображение знака. Отметим, что словесный знак рекомендуется подавать в черно-белом варианте в стандартном шрифте, потому что тогда правообладатель вправе использовать его в любом цвете и шрифте. Сама процедура немного отличается для товарного знака в использовании и готовящегося к выходу на рынок.
А. Use in commerce
Самый распространенный вариант: товарный знак уже используется в США. Кстати, при подаче заявки на регистрацию такое использование необходимо будет подтвердить — приложить фотографии товара, скриншоты сайта, рекламную продукцию или чеки. Таким образом, эксперты будут видеть, что товарный знак действительно используется заявителем.
Далее заявка поступает эксперту, который проверяет ее на соответствие законодательству. Такая проверка занимает месяц, после чего, в случае отсутствия проблем со стороны заявителя, заявка одобряется и спустя около месяца публикуется. Если же у эксперта возникают какие-либо вопросы, он направляет заявителю уведомление, на которое надо ответить в течение трех месяцев.
Публикация заявки обозначает возможность третьих лиц подать возражение — у них есть 30 дней с этой даты. Если таковых не поступило — или они были решены — товарный знак регистрируется. В целом вся процедура занимает около года.
Подробный график (на английском) можно найти на сайте ведомства.
Б. Intent to use
Если заявитель еще не использует товарный знак, то процедура регистрации будет несколько сложнее. Конечно, никакую информацию о продажах подавать не надо, однако другие требования будет все же необходимо выполнить.
Все как обычно: заявка поступает эксперту и рассматривается им в течении месяца. Если препятствий (сходных до степени смешения знаков, ошибок в составлении перечня товаров и услуг) нет, заявка публикуется в официальном бюллетене.
Если в течении 30 дней не поступает никаких возражений со стороны третьих лиц, то эксперт выносит Notice of Allowance — обычно спустя два месяца после публикации. Получение такого уведомления означает необходимость начать использовать товарный знак. У заявителя будет 6 месяцев, чтобы заплатить пошлину в $100 за класс и подать Statement of use — подтвердить начало использования знака (фото товара с маркировкой, реклама, скриншот страницы сайта). Если это слишком короткий срок, то можно попросить отсрочку — за $125 за класс отправить все документы можно еще через полгода. В конце концов, эксперт одобряет Statement of use и регистрирует товарный знак.
Информацию об этой процедуре можно найти здесь. Мы же рекомендуем обратиться к профессионалам.