База знаний
Товарные знаки Хотите задать вопрос?

Регистрация договора франшизы на товарный знак

Франшиза сегодня пользуется большой популярностью. Привлекательность франчайзинга для предпринимателей обусловлена гибкостью, что особенно важно в условиях нестабильности. Готовый продукт, хорошая идея, схема работы бизнеса – все это позволяет заработать как владельцу франшизы, так и ее покупателю. 

Товарный знак и франшиза

Договор о франшизе в российском законодательстве называется договором коммерческой концессии.  Согласно договору, правообладатель франшизы продает покупателю право пользования исключительных прав, включающий право на товарный знак (п. 1 ст.1027 ГК РФ). 

Товарный знак — это обозначение, которое индивидуализирует товар или услугу. Чаще всего в качестве товарного знака регистрируют название бренда, но также можно зарегистрировать слоган, логотип, цветовое сочетание бренда, звук, домен и другое. 

Владелец товарного знака получает исключительные права на использование товарного знака, а также имеет возможность через суд наказать недобросовестных конкурентов, которые копируют бренд. Размер компенсации может составить до пяти миллионов рублей (п.4 ст.1515 ГК РФ).

Именно наличие товарного знака подтверждает, что исключительные права на сеть магазинов принадлежат владельцу франшизы. Также товарный знак необходим, если вы планируете масштабировать свой бренд через франшизу.

Передача прав на использование товарного знака с помощью договора франшизы товарного знака

Если вам нужно оформить договор франчайзинга (коммерческой концессии), то обратитесь к нам любым удобным способом. Наши специалисты проконсультируют вас,  отправят на регистрацию договор франшизы в Роспатент.  Эта процедура займет 2-4 месяца.

Что должно быть в договоре коммерческой концессии:

  • сфера деятельности, где франчайзи будет использовать товарный знак (классы МКТУ - Международная классификация товаров и услуг);
  • условия вознаграждения. Вознаграждение по договору коммерческой концессии (франчайзинга) может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых, периодических платежей, а также отчислений от выручки; 
  • срок действия договора. Такой договор может быть бессрочным и будет зависеть только от срока действия товарного знака (права на который можно продлевать каждые 10 лет).

Последствия для франшизы без товарного знака

Действующий товарный знак — это одно из самых важных условий, на что покупатель франшизы должен обратить внимание. Без товарного знака вся сеть магазинов и сам франчайзи находятся под угрозой. Последствия могут быть очень неприятными – от крупных денежных штрафов до полного ребрендинга. В такую ситуацию попала компания «Ресурс», которая вовремя не зарегистрировала товарный знак. Как это произошло, рассмотрим далее.

Индивидуальный предприниматель Запенков С.В. приобрел франшизу у ООО «Ресурс». Бизнесмен выяснил, что компания «Ресурс» на момент подписания договора о коммерческой концессии не являлась правообладателем товарного знака № 313736. Предприниматель обратился в суд. В итоге суд признал незаключенным договор коммерческой концессии (франчайзинга), постановил выплатить предпринимателю 2 519 200 руб., а также процент за незаконное пользование чужими деньгами в размере 661 552 руб.(дело N А41-4910/2016).

Если вы решили приобрести франшизу на товарный знак

Прежде чем заключать договор о коммерческой концессии, необходимо выяснить следующее:

  • кому принадлежат исключительные права на товарный знак. Убедитесь, что вас не вводят в заблуждение и не продают вам бренд, товарный знак которого принадлежат другим. Найти правообладателя, сам товарный знак, а также дату регистрации и срок действия знак можно через бесплатный поиск на нашем сайте.
  • действует ли товарный знак на той территории, где вы планируете реализовывать франшизу. Товарный знак, зарегистрированный в Роспатенте, не распространяется на территорию других стран, включая страны СНГ. Если вы планируете открывать точки за рубежом, то проверьте международную регистрацию или регистрацию на территории определенного государства.
  • распространяется ли товарный знак на товары или услуги, которые вы собираетесь реализовывать. При проверке товарного знака обратите внимание на перечень классов МКТУ (Международная классификация товаров и услуг). Необходимо, чтобы товары или услуги, которые вы покупаете, попадали под указанный перечень. Классы МКТУ, на которые распространяется охрана товарного знака, можно также посмотреть в нашем поиске.

Итак, два главных вывода:

  1. Если вы решили масштабировать свой бизнес с помощью запуска франшизы, то не откладывайте регистрацию товарного знака в Роспатенте, так как это занимает порядка 6-8 месяцев. Подать заявку на регистрацию очень просто, не выходя из дома, через наш онлайн-сервис
  2. Если вы собираетесь покупать франшизу, то перед этим тщательно проверьте наличие товарного знака, правообладателя и классы МКТУ.

Остались вопросы? Мы с радостью на них ответим и окажем бесплатную консультацию.

Похожие статьи:
Если вы хотите успешно развиваться, расширять регионы своего присутствия и не бояться патентных троллей и агрессивных конкурентов, то вам необходимо оформить собственный товарный знак в Роспатенте. Регистрация...
Товарные знаки
Как ортопедическому салону защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Издательство может защитить свою интеллектуальную собственность, зарегистрировав в Роспатенте необходимые товарные знаки, промышленные образцы и программы для ЭВМ. А можно примеры уже зарегистрированных брендов?...
Товарные знаки
Как издательству защитить свою интеллектуальную собственность
Заключенный лицензионный договор предусматривает как правило возмездность установленных правоотношений. Это означает, что лицензиат должен выплатить лицензиару предусмотренные контрактом деньги за право...
Товарные знаки
Лицензиат использует мою интеллектуальную собственность, но не платит. Что делать?
Перед регистрацией в Роспатенте собственного бренда необходимо провести глубокий предварительный поиск. Это можно сделать в личном кабинете на нашем сайте.  Нажмите кнопочку «Вход» или вот эту прямую ссылку. ...
Товарные знаки
Как самостоятельно искать товарные знаки в личном кабинете Онлайн Патента?
Свой зарегистрированный бренд обезопасит любого риелтора от ушлых конкурентов и патентных троллей: ни один из них не посмеет перехватить ваш товарный знак. Если же все-таки и произойдет нарушение ваших прав, то...
Товарные знаки
Почему риелтору нужен товарный знак
В июне 2024 года было объявлено о начале разработки нормативного документа, который предусматривает повышение государственных пошлин за регистрацию товарного знака. В середине сентября соответствующее...
Товарные знаки
Как изменятся госпошлины за регистрацию товарного знака?
Лицензионный договор — это соглашение, по которому одна сторона (лицензиар, правообладатель) дает другой стороне (лицензиату) возможность использовать свой товарный знак или другой результат интеллектуальной...
Товарные знаки
Как расторгнуть лицензионный договор в одностороннем порядке
Это письменный контракт, в рамках которого назначенный учредителем управляющий обязан заниматься руководством, контролем и использованием предоставленными ему по договору активами (в данном случае —...
Товарные знаки
Что такое договор доверительного управления исключительным правом?
«Сиротские» (или орфанные, от англ. Orphan — сирота) произведения — это такие объекты авторского права, чей создатель или правообладатель остается неизвестным или нет его адреса (соответственно, нельзя направить ему...
Товарные знаки
Что такое сиротское произведение и как можно получить права на его использование?
Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно. Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на...
Товарные знаки
Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака дает вашему бизнесу сразу несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, защищает дело от патентных троллей и от ушлых конкурентов. Вы сможете вкладывать...
Товарные знаки
Почему похоронному бюро нужен товарный знак
Как и любая другая компания, кадровое агентство может защитить в Роспатенте любую свою интеллектуальную собственность, получив патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также свидетельства на...
Товарные знаки
Как кадровому агентству защитить свою интеллектуальную собственность
Собираетесь развивать свое дело, помогая людям лучше видеть? Тогда вам необходимо зарегистрировать собственный товарный знак. Это убережет ваше предприятие от недобросовестных конкурентов и патентных троллей,...
Товарные знаки
Как оптике защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Если вы решили выйти на иностранные рынки, то товарный знак жизненно необходим. И не только для продаж на маркетплейсах. Работа с зарубежными партнерами без надлежащей защиты своего бренда в локальном Патентном...
Товарные знаки
Нужен ли мне товарный знак для торговли на зарубежных маркетплейсах?
Оглавление Что такое товарный знак Виды товарных знаков Для чего регистрировать Как использовать зарегистрированный товарный знак Что еще нужно знать про товарный знак Внесение в ТРОИС Передача прав на...
Товарные знаки
Что нужно знать про товарный знак: все аспекты в одной статье
К сожалению, все не так просто. То, что Вы уже работаете с этим названием на рынке, к сожалению, не мешает другим зарегистрировать такое же название на себя. Так как права на знак закрепляются за Вами только после...
Товарные знаки
Зачем регистрировать товарный знак, если компания уже фигурирует на рынке с ним много лет?
В российском праве к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио- или видеопрограмма, кинохроникальная программа. Также в этот список...
Товарные знаки
Как СМИ защитить свою интеллектуальную собственность
Социологические исследования — это совокупность последовательных процедур, цель которых — новая информация и выявление закономерностей жизни. Одним из самых распространенных методов социологического...
Товарные знаки
Зачем нужны социологические исследования для товарных знаков?
International Standard Name Identifier (ISNI) — это единая международная система идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности. Простыми словами — это реестр и платформа для создателей различного...
Товарные знаки
Какую пользу приносит внесение фамилии и имени или псевдонима в ISNI?
Свидетельство о регистрации товарного знака — это надежная защита от патентных троллей и ушлых конкурентов, стремящихся перехватить раскручиваемый бренд. Ведь если правообладатель выявит факты нарушения его...
Товарные знаки
Почему аудитору нужен товарный знак
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!