Регистрация договора франшизы на товарный знак
Франшиза сегодня пользуется большой популярностью. Привлекательность франчайзинга для предпринимателей обусловлена гибкостью, что особенно важно в условиях нестабильности. Готовый продукт, хорошая идея, схема работы бизнеса – все это позволяет заработать как владельцу франшизы, так и ее покупателю.
Товарный знак и франшиза
Договор о франшизе в российском законодательстве называется договором коммерческой концессии. Согласно договору, правообладатель франшизы продает покупателю право пользования исключительных прав, включающий право на товарный знак (п. 1 ст.1027 ГК РФ).
Товарный знак — это обозначение, которое индивидуализирует товар или услугу. Чаще всего в качестве товарного знака регистрируют название бренда, но также можно зарегистрировать слоган, логотип, цветовое сочетание бренда, звук, домен и другое.
Владелец товарного знака получает исключительные права на использование товарного знака, а также имеет возможность через суд наказать недобросовестных конкурентов, которые копируют бренд. Размер компенсации может составить до пяти миллионов рублей (п.4 ст.1515 ГК РФ).
Именно наличие товарного знака подтверждает, что исключительные права на сеть магазинов принадлежат владельцу франшизы. Также товарный знак необходим, если вы планируете масштабировать свой бренд через франшизу.
Передача прав на использование товарного знака с помощью договора франшизы товарного знака
Если вам нужно оформить договор франчайзинга (коммерческой концессии), то обратитесь к нам любым удобным способом. Наши специалисты проконсультируют вас, отправят на регистрацию договор франшизы в Роспатент. Эта процедура займет 2-4 месяца.
Что должно быть в договоре коммерческой концессии:
- сфера деятельности, где франчайзи будет использовать товарный знак (классы МКТУ - Международная классификация товаров и услуг);
- условия вознаграждения. Вознаграждение по договору коммерческой концессии (франчайзинга) может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых, периодических платежей, а также отчислений от выручки;
- срок действия договора. Такой договор может быть бессрочным и будет зависеть только от срока действия товарного знака (права на который можно продлевать каждые 10 лет).
Последствия для франшизы без товарного знака
Действующий товарный знак — это одно из самых важных условий, на что покупатель франшизы должен обратить внимание. Без товарного знака вся сеть магазинов и сам франчайзи находятся под угрозой. Последствия могут быть очень неприятными – от крупных денежных штрафов до полного ребрендинга. В такую ситуацию попала компания «Ресурс», которая вовремя не зарегистрировала товарный знак. Как это произошло, рассмотрим далее.
Индивидуальный предприниматель Запенков С.В. приобрел франшизу у ООО «Ресурс». Бизнесмен выяснил, что компания «Ресурс» на момент подписания договора о коммерческой концессии не являлась правообладателем товарного знака № 313736. Предприниматель обратился в суд. В итоге суд признал незаключенным договор коммерческой концессии (франчайзинга), постановил выплатить предпринимателю 2 519 200 руб., а также процент за незаконное пользование чужими деньгами в размере 661 552 руб.(дело N А41-4910/2016).
Если вы решили приобрести франшизу на товарный знак
Прежде чем заключать договор о коммерческой концессии, необходимо выяснить следующее:
- кому принадлежат исключительные права на товарный знак. Убедитесь, что вас не вводят в заблуждение и не продают вам бренд, товарный знак которого принадлежат другим. Найти правообладателя, сам товарный знак, а также дату регистрации и срок действия знак можно через бесплатный поиск на нашем сайте.
- действует ли товарный знак на той территории, где вы планируете реализовывать франшизу. Товарный знак, зарегистрированный в Роспатенте, не распространяется на территорию других стран, включая страны СНГ. Если вы планируете открывать точки за рубежом, то проверьте международную регистрацию или регистрацию на территории определенного государства.
- распространяется ли товарный знак на товары или услуги, которые вы собираетесь реализовывать. При проверке товарного знака обратите внимание на перечень классов МКТУ (Международная классификация товаров и услуг). Необходимо, чтобы товары или услуги, которые вы покупаете, попадали под указанный перечень. Классы МКТУ, на которые распространяется охрана товарного знака, можно также посмотреть в нашем поиске.
Итак, два главных вывода:
- Если вы решили масштабировать свой бизнес с помощью запуска франшизы, то не откладывайте регистрацию товарного знака в Роспатенте, так как это занимает порядка 6-8 месяцев. Подать заявку на регистрацию очень просто, не выходя из дома, через наш онлайн-сервис.
- Если вы собираетесь покупать франшизу, то перед этим тщательно проверьте наличие товарного знака, правообладателя и классы МКТУ.
Остались вопросы? Мы с радостью на них ответим и окажем бесплатную консультацию.