Согласие правообладателя на использование товарного знака
Ранее мы рассказывали, как получить права на использование товарного знака с помощью лицензионного договора, франшизы или договора об отчуждении. Но бывают ситуации, когда эти формальности не требуются. Допустим, компании вместе создали рекламный проект по продвижению брендов или опубликовали баннер партнера на сайте, нужно ли им в таком случае оформлять договор в Роспатенте? Давайте разбираться.
Право на использование товарного знака
Товарный знак – это способ индивидуализации бренда. В качестве товарного знака можно зарегистрировать название, логотип, слоган, цветовое сочетание и другие особенности фирменного стиля. По закону владельцем товарного знака может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст. 1477 ГК РФ). Правообладатель товарного знака получает исключительное право на его использование.
Где размещают товарные знаки:
- На продуктах (при маркировке товара, на упаковке и т.д.)
- При оказании услуг, на документах;
- На баннерах, вывесках, рекламе;
- В Интернете (в домене, социальных сетях, сайте) и так далее.
Размещать где-либо зарегистрированный товарный знак без согласия владельца товарного знака в коммерческих целях (при продаже, в рекламе) нельзя, такое использование чужого товарного знака может обойтись крупной денежной компенсацией в размере до 5 млн.рублей (п.4 ст. 1515 ГК РФ).
Исключительные права на размещение товарного знака правообладатель может передавать третьим лицам - например, по лицензионному договору. Пользователь (лицензиат) получает право пользования товарным знаком в обозначенных договором пределах. Например, он может наносить его на упаковку товара, использовать при выпуске совместной продукции. Для правообладателя это возможность получить дополнительную прибыль, а для приобретателя лицензии возможность реализовать свою продукцию под маркой известного бренда.
При договоре коммерческой концессии (франшизы) приобретатель франшизы также получает право пользования товарным знаком, но помимо этого бизнес-план, секреты производства, обучение персонала и т.д., словом, готовый бизнес. Такие договоры требуют обязательной регистрации в Роспатенте. Об основных отличиях договора лицензии и франшизы можете прочитать здесь.
Как еще можно законно использовать чужой товарный знак
Сделать это можно с помощью письменного согласия. Это согласие правообладателя на использование товарного знака при реализации товаров другому юридическому лицу. Обратите внимание, что не нужно путать этот документ с письмом-согласием на регистрацию товарного знака, о котором мы писали ранее.
Если вы хотите кому-то разрешить использовать ваш бренд, то сначала он должен быть зарегистрирован в качестве товарного знака. Сделать это легко с помощью нашего онлайн-сервиса. Получив Свидетельство о регистрации товарного знака, вы становитесь полноправным владельцем своего бренда.
В каких случаях его можно оформить:
- запуск совместного рекламного проекта;
- краткосрочное использование обозначения – например, размещение баннера с логотипом компании на сайте, соцсетях.
Если же ваше сотрудничество будет длительным, то предпочтительнее оформить лицензионный договор по передаче прав на использование товарного знака.
Однако, стоит помнить, что, оформляя согласие на использование товарного знака, вы несете определенные риски. В самом законе нет определения понятия «согласие на использование товарного знака» и если вы передаете временное право пользования товарным знаком, то должны быть уверены, что ваш партнер будет добросовестно следовать обозначенным условиям.
Особенности согласия на использование товарного знака:
- согласие может быть, как на возмездной, так и безвозмездной основе;
- если не указана дата окончания срока действия согласия, то она прекращается вместе с действием свидетельства на товарный знак;
- оформляется на фирменном бланке организации – правообладателя товарного знака;
- лицо получающее право пользования товарным знаком должно иметь юридический статус.
Если у вас остались вопросы – свяжитесь с нами любым удобным способом.