Бывает, что бизнес "просто не идет". Вы сделали классный сайт, активно ведете соцсети, вложились в продвижение и рекламу, но продажи стоят. Помимо очевидных причин (неправильный таргетинг, отвалившаяся на сайте кнопка "Заказать!", ситуации, связанные с человеческим фактором, и т.п.), бывают причины и не совсем очевидные.
Мы собрали три самые распространённые причины, из-за которых вы можете терять клиентов в Интернете.
Причина №1. Атака клонов.
В какой-то момент окажется, что вы не единственный "лучшиймагазин.рф" на просторах Интернета. Есть еще "лучший-магазин.рф", "лучшемагахзин.рф" и даже "луучшиймагазин.рф", предлагающие пользователям такие же, как у вас, товары или услуги.
И, чтобы вам совсем жизнь медом не казалась, дизайн этих сайтов очень похож (а то и вовсе скопирован) с дизайна вашего сайта. Разбираться, кто оригинал, а кто "жалкая подделка", клиенты не будут и купят не у вас.
KAMAZ или KAMAS?
ООО "Камаспецкомплект" запустило сайт www.kamas-tyumen.ru, доменное имя которого очень похоже на название производителя грузовых автомобилей. ООО "Камаз" обратилось в суд, который запретил ООО "Камаспецкомплект" использовать товарный знак "KAMAZ" в доменном имени и обязал выплатить компенсацию. Сумма компенсации за незаконное использование товарного знака составила почти 370 000 руб (решение
Арбитражного суда Тюменской области от 19.04.2019 по делу
№ А70-2017/2019).
Как проверить, не попали ли вы под «атаку клонов»
Скорее всего, рано ли поздно вы и сами натолкнетесь на такой сайт. Введите в поисковую строку адрес или название вашего сайта и посмотрите результаты.
Как разобраться с клонами
претензии непосредственно в адрес нарушителя,
заявление хостинг-провайдеру (если ваше обозначение размещено на страницах или в названии сайта, но не в доменном имени).
Если речь о доменном имени или претензия не сработала, то вы можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и/или подать исковое заявление в суд.
Однако, толк будет только в том случае, если ваше доменное имя, название или бренд, на которые покусился конкурент, защищены в качестве товарных знаков и ваши юридические права оформлены верно.
Особо хитрые (или беспечные) конкуренты прячут чужой бренд в исходном коде или HTML-разметке сайта. Компания ООО «Терма» заплатила компенсации 2 млн. руб. за использование чужого товарного знака в исходном коде. По этой ссылке есть подробности и инструкция, как залезть в чужой исходный код.
Причина №2. Все тайное становится явным. Реклама по "конкурентам"
Реклама "по конкурентам" - это когда конкуренты добавляют ваши бренды в ключевые слова для показа своих объявлений пользователям. Буквально, клиент ищет "ваш магазин", а в поисковой выдаче получает адрес сайта вашего конкурента.
Как проверить?
Снова идем в поисковик (Google и Яндекс). Вводим в поисковую строку ваш бренд или обозначение, например, название магазина. По запросу "лучший магазин" выходит "чужая лавка"? Да, скорее всего, кое-кто добавил в ключевики ваши названия. Объявления "по конкурентам" уводят трафик от вас и повышают ваши расходы (например, возрастает цена клика).
А Бубновский у вас не настоящий!
Интернет-магазин размещал рекламу при наличии товарного знака "Бубновский", который магазину не принадлежал. Согласно решению Управления Федеральной антимонопольной службы, действия владельца интернет-магазина признаны недобросовестной конкуренцией (Решение УФАС по Ульяновской области от 19 марта 2019 г. N 15321/06-2018).
Использование товарного знака в ключевом слове может быть признано актом недобросовестной конкуренции, а действия конкурентов - нарушением антимонопольного законодательства (статья 14.6 Федерального закона "О защите конкуренции", статья 10.bis Парижской конвенции).
Штраф за недобросовестную конкуренцию составляет от 100 000 до 500 000 рублей. Если признают еще и нарушение товарного знака, то штраф оборотный (т.е. процент от оборота реализованной продукции).
Снять или заблокировать объявление при наличии товарного знака можно двумя способами:
Следующим шагом может стать обращение в ФАС и/или суд.
Обратите внимание, что если ваш бренд, название или обозначение не зарегистрированы как товарный знак, то с 99% вероятностью сделать вы ничего не сможете. Только товарный знак наделит вас эксклюзивными правами на конкретное слово или словосочетание.
Причина №3 Совпадение? Не думаю. Фейковые страницы в социальных сетях.
Социальные сети - это полноценный (и, зачастую, единственный) инструмент для развития и ведения бизнеса. Неудивительно, что и любителей паразитировать на чужой популярности появилось великое множество.
Самая большая боль для бизнеса, живущего в соцсетях – это фейковые группы и сообщества. Они уводят потенциальных клиентов от вас по тому же принципу, что и сайты-клоны.
Фейковые страницы имеют похожее на ваше название и адрес страницы, оформляются "под копирку": ваш логотип на аватарке, схожие товары, аналогичная структура меню, наличие брендовых хештегов.
Свадебный переполох
Более 60 сообществ ВКонтакте позиционировали себя как региональные представительства сервиса "Свадебный эксперт". В оформлении страниц использовался логотип "Эксперта", а их URL-адреса максимально походили на адрес официальной страницы (например /wedexpert33). При этом официальных представительств компании в соцсети было примерно в три раза меньше. После предъявления свидетельств на товарные знаки, ВКонтакте заблокировал фейковые сообщества.
Как найти фейки
Заходите в поиск (по сообществам или услугам/товарам). Вводите название вашей группы, бренда, товара и так далее. "Левые" сообщества с большой вероятностью являются фейковыми.
Как заблокировать подражателей
Пожаловаться ВКонтакте можно через форму DMCA, а в Facebook/Instagram через форму Жалобы. В последнем случае можно жаловаться даже на попытку нарушить ваши права. Администрации большинства соцсетей весьма серьезно относятся к нарушению чужих интеллектуальных прав, скорее всего после вашей жалобы фейки будут забанены.
Опция написать заявление в ФАС и подать иск в суд доступна и в случае копирования вашего бизнеса в соцсетях.
Если у вас еще нет товарного знака, то проанализируйте свою группу или сообщество ВКонтакте бесплатно с помощью нашего сервиса SMM-Броня. Сервис подскажет, какие ключевые элементы потенциально возможно зарегистрировать в Роспатенте.
А что в результате?
Как вы могли убедиться выше, одни из самых популярных скрытых причин потери клиентов, относительно легко устраняются при наличии товарного знака. Принцип действия во всех трех случаях (сайты-клоны, контекстная реклама и фейковые страницы) примерно одинаков - обращение в администрацию ресурса, и, при необходимости, в ФАС/суд.
Одно из главных преимуществ
Владелец товарного знака имеет право запрещать использовать обозначение без его разрешения третьим лицам. В случае нарушения может законно защищать свои права и претендовать на компенсацию от нарушителя.
Получить ответы на любые вопросы или подать заявку на регистрацию товарного знака можно онлайн, не покидая сайта.