У меня есть товарный знак. Как оценить его стоимость?
Товарный знак — важный актив для любого серьезного бизнеса. Правильная оценка стоимости бренда необходима при продаже исключительного права, корректировке стоимости в бухгалтерском учете или внесении его в уставный капитал компании.
Как самостоятельно оценить имеющийся товарный знак?
Есть несколько способов:
- первый — с использованием специальных онлайн-калькуляторов. Здесь все просто — вводите требуемые базисные параметры, которые характеризуют, например, финансовые показатели бренда, а потом получаете результат. Основной недостаток такой методологии — в невозможности учета отдельных важных факторов;
- второй — ручная оценка с использованием одного из имеющихся методов (доходного, затратного или сравнительного). Об этих подходах следует сказать отдельно.
Доходный метод. Для подсчета стоимости товарного знака применяются два варианта формул:
- первая — необходимо из общей стоимости фирмы вычесть: во-первых, все материальные и нематериальные активы; во-вторых, денежные активы на определенный момент времени. Считается, что доходный метод может быть использован эффективно только тогда, когда фирма, например, была выставлена на продажу (то есть имеются актуальные цены на материальные активы и определена стоимость корпорации);
- вторая — выручку от товаров, реализуемых под указанным брендом за истекший год, умножают на ставку роялти, а полученный результат делят на разницу, полученную от ставки дисконтирования и среднегодового темпа роста выручки в ближайшем будущем.
Затратный метод (некоторые исследователи его еще называют методом издержек). Здесь для оценки бренда можно воспользоваться двумя формулами:
- первая — предлагается провести простую арифметическую операцию — надо сложить все расходы, которые были связаны с товарным знаком. В список подобных расходов включаются: приобретение объекта, его юридическая регистрация, реклама и продвижение и так далее;
- вторая — подсчитав указанные выше затраты (за исключением рекламы), необходимо далее — определить размеры типичной прибыли инвестора и, основываясь на этом показателе, установить стоимость объекта — товарного знака.
Сравнительный метод. Стоимость объекта определяется через сопоставление параметров имеющегося с аналогичными на рынке. Авторы, анализирующие методологию оценки стоимости брендов, акцентируют внимание на том, что сравнительный метод считается крайне сложным в использовании, так как применяемые показатели всегда зависят от большого количества факторов, различающихся даже в похожих предприятиях.
Какие-нибудь еще методы используются?
Ряд авторов предлагает также ориентироваться, например, на метод исследования спроса. Этот формат предусматривает либо необходимость проведения специального аукциона по продаже собственного товарного знака, либо организацию отдельного социологического исследования среди потенциальных покупателей-респондентов.
Все слишком сложно выглядит. А можно ли обратиться к профессиональным независимым оценщикам?
Да. Они, руководствуясь требованиями, в том числе Федерального стандарта оценки «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов (ФСО XI)», дадут точную стоимость рассматриваемого бренда. Этот документально подтвержденный показатель будет учитывать как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на стоимость анализируемого объекта. Есть и другой путь — вы можете обратиться к специалистам Онлайн патента.
Если я не стану оценивать свой товарный знак, а передам его другим бизнесменам по договору, то никаких последствий не будет?
Вопросы к реализующему субъекту все-таки могут возникнуть. Например, со стороны ФНС.
В 2017 году в арбитражных судах слушалось дело фармацевтического центра. Он в 2012-2014 годах включил в состав расходов по налогу на прибыль организаций — затраты в размере более 54 млн рублей в виде роялти за предоставление права использования индивидуальному предпринимателю 12 своих брендов.
Налоговая служба провела проверку и наказала нарушителя, так как ИП, получившая товарные знаки, юридически входила в состав акционеров фармцентра, а рыночная стоимость основного бренда, переданного по цене 10 тысяч рублей, реально составляла чуть меньше 194 млн.
Суды согласились с позицией налоговиков, требования компании об отмене санкций были отклонены.
Если Вам нужна помощь в оценке бренда — Вы можете обратиться к специалистам Онлайн патента. Они помогут Вам грамотно защитить и оценить свои товарные знаки.