Журнал
8 800 222-94-93
Товарные знаки19 ноября 2025

Я хочу купить товарный знак. Что нужно проверить перед сделкой?

10 минут

10 минут

Приобретение товарного знака для бизнеса — серьезный и ответственный шаг. Чтобы он не привел к неблагоприятным последствиям, рекомендуем проверить бренд и продавца перед покупкой.

Как это сделать?

Во-первых, оцените, зарегистрирован ли товарный знак и на какие классы Международной классификации товаров и услуг распространяется юридическая защита обозначения. Если сфера правовой охраны не совпадает с вашей профильной деятельностью, то приобретать товарный знак, пожалуй, не стоит.

Во-вторых, проанализируйте, использовался ли этот товарный знак. Если обозначение было оформлено, но оно не применялось в течение трех лет, то заинтересованные субъекты могут инициировать процедуру по аннулированию этого бренда.

В-третьих, загляните в базу данных арбитражных судов: не становился ли приобретаемый товарный знак предметом судебного конфликта. 

Также особое внимание уделите продавцу. Посмотрите:

  • Кто он такой, как позиционируется в публичной сфере, какого плана судебные споры были у него в последнее время (если предлагающий бренд имеет много проблем с законом, у него — десятки исков, то, наверное, выстраивать с ним подобные правоотношения не стоит);
  • Имеет ли он вообще права продавать товарный знак;
  • Не используется ли продаваемый бренд другими предпринимателями на основании коммерческой концессии или лицензии (указанные контракты действуют даже при смене правообладателя);
  • Не передан ли товарный знак, по поводу которого планируется контракт, в залог другому субъекту. 

Мы все проверили и нас все устраивает. Как оформить отчуждение бренда?

Для этого надо составить письменный договор. Укажите в нем следующие важные детали:

1. Идентификационные данные сторон;

2. Объем передачи прав на товарный знак (бренд можно передавать полностью или частично — учитывая нужные для вас классы МКТУ);

3. В контрактах между компаниями, индивидуальными предпринимателями обязательно обозначьте, сколько заплатите за приобретение бренда. Также пропишите детально — процедуру правильного перевода средств.

4. Подчеркните, каков срок оставшегося действия исключительного права на товарный знак (приобретатель должен понимать, когда потребуется его продление). Также неплохо сделать пометку, что правообладатель гарантирует — исключительное право на бренд никем не оспаривается, не признано недействительным и не прекращено. Некоторые заключающие соглашение включают в текст договора пункт о добросовестном поведении сторон (статья 10 Гражданского кодекса РФ).

5. Обозначьте ответственность участвующих лиц, а также то, каким образом будут разрешаться возможные конфликты между сторонами.

Конечно, оформленный договор следует обязательно зарегистрировать в Роспатенте. В соглашении — укажите, на кого возлагается эта обязанность. 

Регистрация товарного знака
Подготовка - от 1 дня
Экспертиза - от 6 мес.
Срок действия - 10 лет