Я хочу купить товарный знак. Что нужно проверить перед сделкой?
10 минут
Приобретение товарного знака для бизнеса — серьезный и ответственный шаг. Чтобы он не привел к неблагоприятным последствиям, рекомендуем проверить бренд и продавца перед покупкой.
Как это сделать?
Во-первых, оцените, зарегистрирован ли товарный знак и на какие классы Международной классификации товаров и услуг распространяется юридическая защита обозначения. Если сфера правовой охраны не совпадает с вашей профильной деятельностью, то приобретать товарный знак, пожалуй, не стоит.
Во-вторых, проанализируйте, использовался ли этот товарный знак. Если обозначение было оформлено, но оно не применялось в течение трех лет, то заинтересованные субъекты могут инициировать процедуру по аннулированию этого бренда.
В-третьих, загляните в базу данных арбитражных судов: не становился ли приобретаемый товарный знак предметом судебного конфликта.
Также особое внимание уделите продавцу. Посмотрите:
- Кто он такой, как позиционируется в публичной сфере, какого плана судебные споры были у него в последнее время (если предлагающий бренд имеет много проблем с законом, у него — десятки исков, то, наверное, выстраивать с ним подобные правоотношения не стоит);
- Имеет ли он вообще права продавать товарный знак;
- Не используется ли продаваемый бренд другими предпринимателями на основании коммерческой концессии или лицензии (указанные контракты действуют даже при смене правообладателя);
- Не передан ли товарный знак, по поводу которого планируется контракт, в залог другому субъекту.
Мы все проверили и нас все устраивает. Как оформить отчуждение бренда?
Для этого надо составить письменный договор. Укажите в нем следующие важные детали:
1. Идентификационные данные сторон;
2. Объем передачи прав на товарный знак (бренд можно передавать полностью или частично — учитывая нужные для вас классы МКТУ);
3. В контрактах между компаниями, индивидуальными предпринимателями обязательно обозначьте, сколько заплатите за приобретение бренда. Также пропишите детально — процедуру правильного перевода средств.
4. Подчеркните, каков срок оставшегося действия исключительного права на товарный знак (приобретатель должен понимать, когда потребуется его продление). Также неплохо сделать пометку, что правообладатель гарантирует — исключительное право на бренд никем не оспаривается, не признано недействительным и не прекращено. Некоторые заключающие соглашение включают в текст договора пункт о добросовестном поведении сторон (статья 10 Гражданского кодекса РФ).
5. Обозначьте ответственность участвующих лиц, а также то, каким образом будут разрешаться возможные конфликты между сторонами.
Конечно, оформленный договор следует обязательно зарегистрировать в Роспатенте. В соглашении — укажите, на кого возлагается эта обязанность.
