Журнал
8 800 700-55-29

Я хочу начать бизнес по франшизе. Что нужно проверить перед заключением договора?

11 минут

11 минут

Франшиза — это коммерческое соглашение, в рамках которого одна сторона (франчайзи) получает возможность использовать наработки другой стороны (франчайзера): товарный знак, секреты производства, бизнес-модель и другое. Центральным элементом любой франшизы является зарегистрированный в Роспатенте бренд.

Перед оформлением договора необходимо провести комплексную проверку франчайзера.

Во-первых, посмотрите, действительно ли оформлен в Роспатенте за ним интересующий вас товарный знак.

Во-вторых, если бренд реально зарегистрирован, то оцените, какие сферы он охватывает, и какие элементы внутри него — не охраняются.

Что можно использовать для проверки франчайзера?

Наиболее эффективный инструмент для этого — портал «Онлайн Патент».

Зайдите в личный кабинет сайта, наведите курсор на кнопку «Сервисы», нажмите на «Онлайн-поиск».

Далее — кликнете на «Расширенный поиск» и введите идентификационные данные (фирменное наименование) франчайзера.

Перед вами появятся все обозначения, зарегистрированные за субъектом.

Вот так выглядит поисковая выдача при запросе информации о правообладателе — компании ООО «Додо франчайзинг».
Вот так выглядит поисковая выдача при запросе информации о правообладателе — компании ООО «Додо франчайзинг».

Нажмите на интересующий вас объект.

Посмотрите, когда товарный знак был зарегистрирован. Когда истекает срок действия исключительных прав на него. Оцените список лиц, которые заключили договоры коммерческой концессии (франчайзинга). Обратите особое внимание на то, какие элементы бренда входят в перечень неохраняемых; на какие классы МКТУ распространяется юридическая защита.

<i>Один из товарных знаков, принадлежащих ООО «Додо франчайзинг»</i>
Один из товарных знаков, принадлежащих ООО «Додо франчайзинг»

Зачем так необходим анализ последних двух пунктов?

Если, например, товарный знак был оформлен в 20 классе МКТУ («Мебель»), то он не подойдет для открытия франшизы сети быстрого питания.

Проверка неохраняемых элементов внутри товарного знака нужна для того, чтобы предотвратить возможные неблагоприятные ситуации. Предположим, что вы купили франшизу, где ее текстовая часть бренда — не защищается юридически. Конкурент всегда может скопировать (и, немного скорректировав, представить) этот элемент товарного знака. В результате — на соседней улице появится заведение с похожим наименованием и сферой деятельности.

А если не проверять в принципе контрагента?

Вот пример из практики. Бизнесмен приобрел франшизу (дело № А41-4910/2016), а потом узнал, что товарный знак не принадлежит франчайзеру. Предприниматель обратился в суд. Правоприменитель признал, что контракт фактически заключен не был. Компания, которая торговала концессией без надлежащих оснований, должна была вернуть пострадавшему коммерсанту более 2,5 млн рублей. Также она заплатила еще и процент за пользование чужими денежными средствами (661,5 тысяч рублей). 

Регистрация товарного знака
Подготовка - от 1 дня
Экспертиза - от 6 мес.
Срок действия - 10 лет