База знаний
Товарные знаки Хотите задать вопрос?

Зачем нужны социологические исследования для товарных знаков?

Социологические исследования — это совокупность последовательных процедур, цель которых — новая информация и выявление закономерностей жизни. Одним из самых распространенных методов социологического исследования является соцопрос. Он проводится для получения первичных эмпирических данных, предоставляемых определенным количеством респондентов.

Социологические опросы крайне важны в сфере маркетинга и товарных знаков.

Изучение общественного мнения необходимо для:

  • Анализа восприятия предлагаемого обозначения;
  • Проверки, нет ли смешения c другим товарным знаком;
  • Оценки, информированы ли, например, потребители о представленном бренде и соответствующем производителе.

Кроме того, соцопросы применяются для:

  • отслеживания, не стало ли обозначение всеобще употребляемым для товаров определенного вида;
  • изучения степени известности товарного знака (это необходимо для признания указанного общеизвестным).

Как проводится такой опрос?

Здесь есть несколько базовых правил:

1. Он должен не противоречить профстандартам в сфере социологии. При непосредственном проведении мероприятий учитываются:

  • Круг опрошенных — статистически значимое количество, гендер, возраст, профессия;
  • География — желательно грамотно опросить как можно большее число людей в разных регионах России (особенно это касается вопросов, связанных с обозначениями, признаваемыми общеизвестными). 

Формат опроса предусматривает:

  • Первоначально — соответствующее стандартам формирование целевой опрашиваемой группы;
  • В дальнейшем — правильное формулирование вопросов для нее (не стоит использовать длинные конструкции с несколькими вариантами или «наводить» собеседника на верную мысль). 

2. При формулировании результатов опроса — нельзя делать выводы, относящиеся к компетенции госорганов.

Как применялись соцопросы в судебной практике?

Наиболее известный случай, когда для доказательства правоты потребовался социологический опрос, — дело «Яндекс. Афиша».

В 2020 году компания «Афиша», развивающая собственный билетный сервис и приложение, аннулировала через Роспатент бренд «Яндекс Афиша». Яндекс обратился в суд. В 2020 — проиграл, но не сдался, обжаловав решение выше. Президиум Суда по интеллектуальным правам, согласившись с доводами Яндекса, отправил дело на пересмотр, потребовав выяснить, считают ли обыватели слово «Афиша» товарным знаком, принадлежащим компании «Афиша».

Яндекс, доказывая свою правоту, обратился к социологам. Они провели опрос и доказали, что граждане воспринимают Яндекс.Афишу как бренд сервиса, позволяющего приобрести необходимые билеты на различные мероприятия.

Кроме того, Яндекс отдельно представил еще и отчет по результатам опроса ВЦИОМ. В нем указывалось, что потребители рассматривают слово «Афиша» в контексте «объявления» бумажного толка.

Суд, выслушав стороны, признал позицию Яндекса правильной. Решение Роспатента было отменено, ведомство восстановило действие товарного знака.

Зарегистрировать товарный знак можно здесь.

Похожие статьи:
Если вы хотите успешно развиваться, расширять регионы своего присутствия и не бояться патентных троллей и агрессивных конкурентов, то вам необходимо оформить собственный товарный знак в Роспатенте. Регистрация...
Товарные знаки
Как ортопедическому салону защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака дает вашему бизнесу сразу несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, защищает дело от патентных троллей и от ушлых конкурентов. Вы сможете вкладывать...
Товарные знаки
Почему похоронному бюро нужен товарный знак
Свой зарегистрированный бренд обезопасит любого риелтора от ушлых конкурентов и патентных троллей: ни один из них не посмеет перехватить ваш товарный знак. Если же все-таки и произойдет нарушение ваших прав, то...
Товарные знаки
Почему риелтору нужен товарный знак
Свидетельство о регистрации товарного знака — это надежная защита от патентных троллей и ушлых конкурентов, стремящихся перехватить раскручиваемый бренд. Ведь если правообладатель выявит факты нарушения его...
Товарные знаки
Почему аудитору нужен товарный знак
Оглавление Что такое товарный знак Виды товарных знаков Для чего регистрировать Как использовать зарегистрированный товарный знак Что еще нужно знать про товарный знак Внесение в ТРОИС Передача прав на...
Товарные знаки
Что нужно знать про товарный знак: все аспекты в одной статье
Собираетесь развивать свое дело, помогая людям лучше видеть? Тогда вам необходимо зарегистрировать собственный товарный знак. Это убережет ваше предприятие от недобросовестных конкурентов и патентных троллей,...
Товарные знаки
Как оптике защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно. Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на...
Товарные знаки
Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
Перед регистрацией в Роспатенте собственного бренда необходимо провести глубокий предварительный поиск. Это можно сделать в личном кабинете на нашем сайте.  Нажмите кнопочку «Вход» или вот эту прямую ссылку. ...
Товарные знаки
Как самостоятельно искать товарные знаки в личном кабинете Онлайн Патента?
«Сиротские» (или орфанные, от англ. Orphan — сирота) произведения — это такие объекты авторского права, чей создатель или правообладатель остается неизвестным или нет его адреса (соответственно, нельзя направить ему...
Товарные знаки
Что такое сиротское произведение и как можно получить права на его использование?
Издательство может защитить свою интеллектуальную собственность, зарегистрировав в Роспатенте необходимые товарные знаки, промышленные образцы и программы для ЭВМ. А можно примеры уже зарегистрированных брендов?...
Товарные знаки
Как издательству защитить свою интеллектуальную собственность
В июне 2024 года было объявлено о начале разработки нормативного документа, который предусматривает повышение государственных пошлин за регистрацию товарного знака. В середине сентября соответствующее...
Товарные знаки
Как изменятся госпошлины за регистрацию товарного знака?
International Standard Name Identifier (ISNI) — это единая международная система идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности. Простыми словами — это реестр и платформа для создателей различного...
Товарные знаки
Какую пользу приносит внесение фамилии и имени или псевдонима в ISNI?
К сожалению, все не так просто. То, что Вы уже работаете с этим названием на рынке, к сожалению, не мешает другим зарегистрировать такое же название на себя. Так как права на знак закрепляются за Вами только после...
Товарные знаки
Зачем регистрировать товарный знак, если компания уже фигурирует на рынке с ним много лет?
Заключенный лицензионный договор предусматривает как правило возмездность установленных правоотношений. Это означает, что лицензиат должен выплатить лицензиару предусмотренные контрактом деньги за право...
Товарные знаки
Лицензиат использует мою интеллектуальную собственность, но не платит. Что делать?
Если вы решили выйти на иностранные рынки, то товарный знак жизненно необходим. И не только для продаж на маркетплейсах. Работа с зарубежными партнерами без надлежащей защиты своего бренда в локальном Патентном...
Товарные знаки
Нужен ли мне товарный знак для торговли на зарубежных маркетплейсах?
Развитие любого бизнеса предусматривает необходимость учета ряда юридических моментов. Одним из них является защита интеллектуальной собственности. Руководство автосервиса может зарегистрировать товарный знак,...
Товарные знаки
Как автосервису защитить свою интеллектуальную собственность
Лицензионный договор — это соглашение, по которому одна сторона (лицензиар, правообладатель) дает другой стороне (лицензиату) возможность использовать свой товарный знак или другой результат интеллектуальной...
Товарные знаки
Как расторгнуть лицензионный договор в одностороннем порядке
Как и любая другая компания, кадровое агентство может защитить в Роспатенте любую свою интеллектуальную собственность, получив патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также свидетельства на...
Товарные знаки
Как кадровому агентству защитить свою интеллектуальную собственность
В российском праве к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио- или видеопрограмма, кинохроникальная программа. Также в этот список...
Товарные знаки
Как СМИ защитить свою интеллектуальную собственность
Это письменный контракт, в рамках которого назначенный учредителем управляющий обязан заниматься руководством, контролем и использованием предоставленными ему по договору активами (в данном случае —...
Товарные знаки
Что такое договор доверительного управления исключительным правом?
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!