Зачем регистрировать название и логотип отдельно, если можно подать одну заявку?
На этот очень частый вопрос уместно ответить метафорой: предположим, у вас есть дом. В этом доме есть две двери. Вы всерьез обеспокоены безопасностью вашего имущества, и хотели бы защитить свою собственность от посягательств. У вас есть три варианта действий:
- Повесить замок только на одну из дверей.
- Повесить замок на каждую из дверей.
- Обнести дом забором.
- Повесить замок на каждую из дверей и обнести дом забором.
Вопрос - какой вариант действий вы выберете? Трудно поспорить, что наиболее безопасный вариант - это вариант 4, который предполагает наличие и замков, и забора. Выбор между вариантами 2 и 3 уже не так прост - все зависит от надежности замков и высоты забора. А вот вариант 1 уже совсем неинтересен.
Теперь вернемся к теме регистрации товарных знаков. У вас есть логотип и название, которые вы используете для выделения ваших товаров и услуг среди представленной на рынке продукции. Вы используете эти логотип и название как совместно, так и по отдельности.
Приняв решение зарегистрировать товарный знак, вы также должны сделать выбор между несколькими вариантами действий:
- Зарегистрировать только название фирмы или только логотип: подать одну заявку на регистрацию товарного знака.
- Зарегистрировать и название, и логотип в отдельности: подать две заявки на регистрацию товарного знака.
- Зарегистрировать название и логотип компании совместно, но не по отдельности: подать одну заявку на регистрацию товарного знака.
- Зарегистрировать название и логотип как совместно, так и по отдельности: подать три заявки на регистрацию товарного знака.
Что же выбрать теперь? Едва ли кому-то будет симпатичен вариант 1, а вот для оставшихся опций решение задачи чуть сложнее, чем при выборе между замками и забором.
Ведь использовать товарный знак нужно в том виде, в каком вы его зарегистрировали - в противном случае ваш товарный знак может быть аннулирован любым заинтересованным лицом. Логика законодателя проста: товарный знак - это временная монополия, если вы не пользуетесь ею непрерывно в течение трех лет - вероятно, вы не очень в ней нуждаетесь.
На практике, достаточно хороши варианты 2 и 4:
- товарные знаки на название и логотип в отдельности позволяют вам эффективно защищать свои права на каждый из элементов и обеспечивают свободу их комбинирования между собой при использовании. Так, вы можете располагать логотип справа, слева или под текстом, менять относительные размеры элементов и т.д.
- товарные знаки на название и логотип в отдельности и совместно обеспечивают полную юридическую защиту комплекса ваших обозначений и, безусловно, являются наилучшим, хотя и наиболее дорогостоящим вариантом.
Однако компании, планирующие зарегистрировать товарный знак, часто склоняются к варианту 3 - регистрируют название и логотип совместно (или, возвращаясь к нашему примеру, ставят вокруг дома забор). Хотя этот вариант будет наилучшим только в том случае, если вы используете логотип и название исключительно совместно и никогда не отделяете их друг от друга. Тогда ваш забор будет достаточно высоким по всему периметру дома.
Но такое бывает довольно редко - просто в силу специфики передачи информации по различным рекламным каналам. Например, в радиорекламе довольно трудно воспроизвести изображение, журналисты обычно вставляют в текст название бренда, а не его логотип, и т.д. В воображаемом нами заборе, в связи с этим, будут появляться впечатляющие дыры, которыми не замедлят воспользоваться конкуренты.
Наиболее простой вариант такого конкурентного поведения - это заимствование и искажение только одного из элементов вашего обозначения. Предположим, у вас есть товарный знак PIXY, зарегистрированный совместно с красочным логотипом вашей компании. Недобросовестный конкурент копирует только словесную часть вашего товарного знака, и несколько видоизменяет ее - например, как PIXIE. На слух, знаки ничем не отличаются, зато имеют различное смысловое значение и совершенно различный внешний вид.
Теперь в судебном разбирательстве вы будете сравнивать уже не два слова - PIXIE и PIXY, которые весьма похожи, а слово и сложное комбинированное изображение, вопрос о сходстве которых уже не так очевиден. Судье будет намного сложнее принимать решение, возможно, придется назначать судебную экспертизу, а возможно - выводы будут и вовсе не в вашу пользу.
Избежать этой ситуации и снизить судебные издержки можно было бы заранее, зарегистрировав либо название и логотип, либо все три обозначения в отдельности. Как и в любом деле, превентивные меры в защите интеллектуальной собственности намного дешевле и эффективнее мероприятий по ликвидации чрезвычайных происшествий. А забор и два замка, безусловно, надежнее только лишь одного забора, да еще и не совсем крепкого.
Зарегистрировать
свой товарный знак можно здесь.