Журнал
8 800 700-55-29
Товарные знаки14 июля 2025

Закон о цифровых платформах: что нужно знать продавцам

15 минут

15 минут

Правительственный законопроект о цифровых платформах прошел первое чтение в Государственной Думе.

Поправки, вносимые обычно ко второму чтению, пока неизвестны, поэтому будем ориентироваться на тот документ, который размещен в базе данных нижней палаты парламента.

Итак.

1. Проект нормативного акта рассматривает несколько определений. Например:

  • Цифровая платформа — это средство (информационная система, сайт или программа ЭВМ), позволяющая обеспечить возможность для взаимодействия между разными лицами;
  • Оператор платформы — тот, кто организует ее работу;
  • Партнер — субъект, занимающийся бизнесом и заключивший соглашение с оператором в целях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • Пользователь — обычный гражданин, который, используя платформу, покупает себе товары, заказывает выполнение работ или получение услуг.
  • Собственно под посреднической цифровой платформой понимают цифровую платформу, которая дает возможность взаимодействовать разным субъектам для достижения одной цели — заключения профильных договоров.

2. Оператор обязан соблюдать требования законодательства РФ, не допускать дискриминации предлагающих свои товары, работы или услуги.

3. Между оператором и партнером заключается договор. При этом на оператора возложили требование о проверке своего контрагента по базовым открытым данным (ЕГРЮЛ, ЕГРИП и другие).

4. В договоре между оператором и партнером должны быть указаны:

  • Основные требования, предъявляемые к торгующему;
  • Перечень мер ответственности;
  • То, каким образом стороны коммуницируются друг с другом;
  • То, каким путём можно обжаловать действия другой стороны;
  • Иные положения, предусмотренные законом.

5. Партнер размещает на платформе свои карточки товаров, указывая в них:

  • сведения о наличии лицензий, сертификатов и иных документов;
  • соответствии товаров — регламентам;
  • маркируемости предлагаемого (если нужно);
  • его госрегистрации (при необходимости).

Оператор проверяет карточки. Если в них есть, например, запрещенные к распространению товары, то в этом случае — их не размещают. 

6. Оператор указывает в публикуемых им карточках товаров, работ или услуг, что он не является стороной заключаемой сделки по приобретению указанного.

7. Если кто-то, имеющий права на товарный знак или на что-то иное, относимое к интеллектуальной собственности, обнаружит нарушение в размещенной продавцом карточке товара, то в этом случае он имеет право обратиться к оператору с соответствующим заявлением.

8. Оператор может ограничивать доступ партнера в его личный кабинет, если тот, например, нарушает требования законодательства или заключенного между сторонами договора.

При этом у партнера всегда есть возможность обратиться к оператору в досудебном электронном формате. Если его доводы будут приняты, то доступ к личному кабинету разблокируют.

Какие выводы?

Если параметры взаимодействия партнеров и операторов, закрепленные в законопроекте, сильно не поменяют в процессе законотворчества, то у работающих с маркетплейсами появятся дополнительные возможности:

  • Они смогут отказываться от участия в акциях, предусматривающих снижение цен за их счет;
  • Изменение условий договоров между партнерами и платформами будет возможно только после предварительного уведомления об этом;
  • Карточки товаров будут блокироваться только в том случае, если есть серьезные и обоснованные претензии.

А если платформы не захотят исполнять эти требования?

Тогда (если закон примут) — они будут отвечать перед потребителем за допущенные нарушения.

В это же время: если в возникших проблемах виноват продавец, который предоставил недостоверные сведения, то в этом случае ответственность возложат на последнего. Кстати, приобретатель сможет направить ему жалобу прямо через платформу.

Что еще надо знать о цифровых платформах?

В Правительстве планируют, что закон начнет действовать с 1 марта 2027 года. 

Уже сейчас держите наготове разрешительные документы на реализуемый товар. Зарегистрируйте интеллектуальную собственность. Отслеживайте ситуацию с маркируемостью продаваемого (система «Честный знак»).

Регистрация товарного знака
Подготовка - от 1 дня
Экспертиза - от 6 мес.
Срок действия - 10 лет