Защита доменов для интернет-бизнеса - зачем нужен товарный знак?
Товарный знак – юридическая гарантия спокойствия владельца интернет-бизнеса. Тому есть много примеров:
- предпринимательница-правообладатель товарного знака «Беру!» потребовала от Яндекса и Сбербанка аннулировать домен beru.ru. Дело кончилось мирно, правообладатель спорного товарного знака сменился на Яндекс.Маркет, а beru.ru активно развивается;
- турецкий производитель мебели CILEK, правообладатель аналогичного товарного знака, закончил судебную тяжбу длиной в 5 лет и добился передачи целой группы доменных имен, которые использовали его же дистрибьюторы для продажи его же товаров. Жесткий выход производителя, вооруженного товарным знаком, на новый рынок – перепродавцы, посторонитесь;
- суд признал, что на рынке могут мирно сосуществовать домены интернет-магазинов matras.ru и omatras.ru. Казалось бы, странно, но все потому, что у обеих сторон были собственные товарные знаки: у одной MATRAS.RU, а у другой – O, matras!
Почему же товарный знак так важен для интернет-бизнеса? Какие возможности для предпринимателя дает регистрация товарного знака?
Товарный знак: три причины для регистрации
С точки зрения российского законодательства, доменное имя представляет собой лишь способ осуществления исключительного права на товарный знак и само по себе не является охраняемым объектом интеллектуальной собственности. Сложная юридическая конструкция, на деле сводящаяся к одному – регистрация доменного имени не дает вам никаких прав на это имя. По сути, вы владеете доменом ровно до тех пор, пока не найдется владелец аналогичного товарного знака.
Особенно обидно бывает столкнуться с такой ситуацией после долгих месяцев (а может быть, и лет) раскрутки интернет-бизнеса. Еще вчера сайт приносил вам существенный доход – а сегодня домен просто передан другому лицу, потому что у него (оказывается!) есть права на такой товарный знак.
Конечно, можно попробовать доказать в суде, что вы зарегистрировали домен раньше, ваш оппонент лжец, и правда на вашей стороне. Но опыт доказывает только одно – предварительная регистрация товарного знака обходится в разы дешевле долгих судебных разбирательств.
1. Гарантия спокойствия
Регистрация товарного знака – это юридически безупречный способ защиты собственных интересов в отношении доменного имени.
Основной актив интернет-бизнеса – раскрученный сайт на хорошем домене. Забрать у интернет-магазина домен – примерно так же ужасно, как перенести удобный магазинчик у вашего дома на пару километров в сторону. Найти привычный магазин и что-то в нем купить становится практически невозможно.
Товарный знак – абсолютно легальный инструмент «захвата» доменного имени. Буква Гражданского Кодекса Российской Федерации гласит, что размещение товарного знака в сети "Интернет", в том числе в доменном имени, - является одним из способов использования товарного знака. И, по сути, получается, что администратор доменного имени – по умолчанию виноват. Товарный знак не зарегистрировал (или не мог зарегистрировать, потому что изначально действовал злоумышленно?) – и вот теперь правообладатель товарного знака восстанавливает справедливость…
Что и говорить, не всегда это так. Но отсутствие надежной страховки в виде собственного товарного знака может сыграть злую шутку даже с абсолютно добросовестным владельцем интернет-бизнеса.
2. Защита от тайпосквоттеров
Зарегистрированный товарный знак – надежный инструмент борьбы с подражателями и паразитами, оттягивающими ваш трафик.
Когда-то в СМИ гремела новость о сотнях доменных имен с элементом «sber», выкупаемых Сбербанком. Скупка доменов остается эффективным способом «зачистки» адресного пространства, гарантирующим неприкосновенность ваших брендовых доменов (и отсутствие одиозных клонов типа legoporn.com).
Но даже самая активная фантазия вкупе с самым безграничным бюджетом не способны зарегистрировать все вариации использования громкого бренда. Пространство доменных имен велико, всегда найдется что-нибудь интересное… Полноценную защиту от изобретательных личностей, паразитирующих на вашей известности, - может дать только товарный знак.
Прелесть в том, что товарный знак дает вам права не только на себя самого (условное сочетание «товарный-знак»), но и на массу вариаций, юридически именуемых «сходными до степени смешения». Упомянутая регистрация «товарный-знак» дает вам права также на «товарний-знак», «товарны-знак», «товарный-снак», и многие другие странные варианты искажения базового словосочетания.
Вот так одна регистрация товарного знака, по стоимости сопоставимая с обычным хостингом, обеспечивает вам спокойный сон и защиту от вебмастеров-паразитов.
3. Экономия на интернет-маркетинге
Товарный знак – эффективное средство ограничения активности конкурентов и сокращения ваших собственных бюджетов на маркетинг.
Сталкивались с «рекламой по конкурентам»? Вероятно, да, как и 99 процентов других предпринимателей в Рунете. Хорошая новость состоит в том, что такая реклама не совсем законна – особенно в том случае, если в тексте объявления используется ваш товарный знак. С ней можно и нужно бороться: в административном (это дешевле) или судебном (если вынудят) порядке.
Аналогичная ситуация с социальными сетями: короткие урлы и названия сообществ с вашим товарным знаком – под категорическим запретом. Копирование бренда больше не является предметом внутренних разбирательств – вы можете обращаться в администрацию ресурса и требовать применения самых строгих мер реагирования, от блокировки сообщества до передачи прав администрирования.
В совокупности, грамотное использование товарного знака дает вам возможность «вычистить» контекстную рекламу и социальные сети. Тем самым – снизить цену клика на аукционе и отток трафика в чужие сообщества, а следовательно – повысить эффективность вашего продвижения в Интернете.
Чек-лист «Регистрация товарного знака для интернет-бизнеса»
1.
При выборе названия для интернет-проекта заранее побеспокойтесь о том, чтобы оно не было чересчур прямолинейным. Увы, зарегистрировать домен «магазин-игрушек» для магазина игрушек будет очень сложно – в конце концов, вы не единственный предприниматель, открывающий магазин игрушек в Интернете. Лучше выбрать полностью выдуманное слово или слово, отдаленно связанное с вашими товарами и услугами.
2.
Перед тем, как окончательно принять решение и зарегистрировать домен – посмотрите, не зарегистрировал ли кто-то такой же товарный знак до вас. Проверка поможет понять, не нарушает ли выбранное вами доменное имя чьи-то законные права на использование товарного знака (хотя вы пока об этом даже не догадываетесь). Для такой проверки есть полезные бесплатные сервисы тут и тут.
И да, обязательно учитывайте при проверке, что товарные знаки интернет-магазинов охраняются по 35 классу Международной классификации товаров и услуг. Если вы не планируете делать что-то еще – товарные знаки во всех остальных классах вам не мешают.
3. Проверка не выявила похожих товарных знаков? Отлично, самое время подать заявку на регистрацию вашего собственного товарного знака – иначе это может сделать кто-нибудь другой. Получив долгожданное свидетельство о регистрации, вы сможете абсолютно правомерно бороться с тайпосквоттерами, нарушениями в контекстной рекламе и социальных сетях. Или, как минимум, обезопасить себя от претензий со стороны третьих лиц и спокойно развивать бизнес, защищенный от юридических рисков.
Зарегистрировать
свой товарный знак можно здесь.