История товарного знака Starbucks

МС
Мария Строителева

Сеть кофеен Старбакс еженедельно обслуживает около 100 миллионов клиентов по всему миру. А ее логотип является одним из самых узнаваемых. В этой статье мы расскажем об истории одно из самых узнаваемых логотипов в мире.

Как все начиналось

Старбакс был основан в в 1971 году тремя друзьями. Два учителя и писатель скинулись по $1300, чтобы открыть точку по продаже кофе в одном из торговых центров в Сиэтле, штат Вашингтон. Изначально компания позиционировала себя только как магазин, в котором можно было купить кофе собственной обжарки.

Друзья хотели назвать свою компанию в честь персонажа романа «Моби Дик» Старбека, который был помощником на китобойном судне. А для логотипа они выбрали образ Сирены — морского существа из древнегреческой мифологии, она напоминала русалку. Кроме того, русалка являлась символом города Сиэтла, в котором был открыт первый магазин бренда.

Как менялся логотип

Для первого лого 1971 года была использована гравюра из книги XVI века, на которой Сирена изображена полуобнаженной.

Логотип был в исполнен в коричневом цвете, поскольку изначально компания занималась продажей кофейных зерен и бобов. На нем Сирена изображена с обнаженной грудью и двумя хвостами. Вокруг картинки на лого располагался текст. Дизайнером был Терри Хеклер. Разработкой шрифта занимался Д. Дарден. За полувековую историю фирмы логотип кофейни менялся всего три раза.

В 1987 году компания провела ребрендинг. На лого появились две звезды и зеленый цвет. Название изменилось с Starbucks Coffee Tea Spices на Starbucks Coffee.

В 1992 году логотип снова изменился. Теперь фокус был направлен на лицо Сирены, нижнюю часть тела русалки убрали, как и коричневый цвет.

В 2011 исчезает круг и текст с названием компании, а Сирена размещается уже на зеленом фоне. «Сирена сорок лет представляла кофе, и сейчас она — самодостаточная звезда», — отметили в Старбакс. Такой вариант используется до сих пор.

Финансовый успех

Компания вышла за пределы американского рынка в 1996 году, открыв заведения в Японии и Сингапуре. Сейчас у нее более 32 тысячи торговых точек в 80 странах мира. Первая кофейня Старбакс в Москве открылась в 2007 году, тогда же в России был зарегистрирован товарный знак.
В 2022 году компания рассчитывает открыть 2 тысячи новых кофеен и магазинов.

По стоимости бренда Starbucks занимает 29-е место в мире, а в отрасли «Продукты питания и напитки» — четвертое место после McDonald’s, Moutai и Coca-Cola. Текущая стоимость бренда оценивается в $60,3 млрд. Чистая прибыль по итогам 2020-2021 финансового года увеличилась в 4,5 раза — до $4,199 млрд.

Судебные разбирательства

В 2004 году торговую марку Starbucks зарегистрировало на себя российское ООО «Старбакс», не имеющее отношения к американской корпорации. Она требовала с сети $600 000 за право использования одноименного товарного знака.

Позже палата по патентным спорам лишила ООО «Старбакс» прав на марку. К 2021 году в России работало более 100 кофеен американской сети.

В 2013 году небольшая кофейня The Black Bear Micro Roastery победила в почти 16 летнем споре со Starbucks по поводу использования обозначения «Charbucks». Суд Нью-Йорка поддержал решение нижестоящих инстанций, отметив, что обозначение «Charbucks» «очень слабо ассоциируется с товарным знаком Starbucks».

Около двух лет Старбакс судился с российской One Group. Конфликт между сторонами начался в 2018 году. Старбакс подал иск в Арбитражный суд Москвы на One Price с требованием запретить ей использовать обозначения One Bucks Coffee, Bucks Coffee и Bucks, считая, что они до степени смешения похожи на его товарные знаки. Российская сторона в 2021 году уступила право на использование бренда и отказалась от любых обозначений, включающих слова buck или bucks. Все заведения поменяли названия на One Price и на One Special.

  Зарегистрировать свой товарный знак вы можете здесь. И не забудьте применить купон JOURNALTRADEMARK. Он даст вам скидку в 10% на регистрацию.   

Заглавное фото: Flickr

Читайте также: 

История Coca-Cola: как компания из Атланты стала лидером рынка безалкогольных напитков

Иконки приложений как товарный знак: ожидание и реальность

История LEGO: недетские споры вокруг конструктора

МС
Мария Строителева
2930
+1
2930
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.