Tesla: как стартап Кремниевой долины навсегда изменил автомобильную индустрию

#Технологии
ВЖ
Вера Жихарева

Компания Tesla Motors была основана в июле 2003 года двумя бизнес-партнерами из Северной Калифорнии: инженером Мартином Эберхардом и компьютерным разработчиком Марком Тарпеннингом. Они назвали свой проект в честь Николы Теслы. Этот великий ученый в 1888 году запатентовал двигатель переменного тока, используемый в современных электрокарах. 

Сейчас Tesla стала одним из символов устойчивого развития и технологического прогресса. Продажи транспорта этой марки стремительно растут, в Осло и Амстердаме его начали использовать в местных таксопарках. 

Путь к электромобилю будущего

Многие считают электрокары одним из последних технологических достижений, но на самом деле они появились в 1880-х годах — даже раньше, чем транспорт с двигателем внутреннего сгорания. В начале XX века автомобили, работающие на электричестве, были на пике популярности. Но захватить мир им не удалось: рынок завоевал неэкологичный, но бюджетный транспорт с двигателем внутреннего сгорания. Бензоколонки можно было найти на каждом углу, а развивать инфраструктуру для электрокаров никто не планировал. Об этом мы писали в статье «Как Генри Форд победил патентных троллей и отодвинул переход на электромобили на столетие». 

Компания, созданная Эберхардом и Тарпеннингом, должна была помочь американцам, а затем и всему миру отказаться от использования топлива в автомобиле, не жертвуя комфортом. Для развития проекта требовался инвестор и им стал Илон Маск. Этот человек был не просто талантливым инженером и состоятельным предпринимателем. Он разделял главную идею Tesla Motors — освобождение человечества от нефтяной зависимости. Маск вложил в проект $7,5 млн, став президентом компании. 

Достижения Tesla Motors

В 2005 году Илон Маск выделил на финансирование компании еще $13 млн, что позволило запустить производство спортивного электрокара — Tesla Roadster, способного проехать до 320 километров без подзарядки. Остаться равнодушным к новинке автопрома, представляющей собой всю силу инженерной мысли, было сложно. Стали поступать заказы, увеличилось число инвесторов. Ситуацию осложнил Джереми Кларксон — ведущий авто-шоу Top Gear. Он оклеветал Tesla, заявив, что ее запас хода не превышает 55 миль. Компания подала на него в суд, но проиграла дело и оказалась на грани разорения. 

Вопреки всем трудностям, в 2008 году Tesla выпустила семиместный электрокар Model S. При начальной цене $50 000 он позиционировался как доступный семейный седан, соперник BMW. Кузов, шасси, батареи и двигатель этой модели были уникальными изобретениями компании Tesla Motors.

В 2013 году компания провела IPO. Так она стала первым публичным американским производителем автомобилей после Ford, в 1956 году разместившем свои акции на Нью-Йоркской бирже.

Годом ранее Tesla выпустила компактный кроссовер Model X с поднимающимися дверями, а также начала расширение сети зарядных станций. Сейчас их более 30 тысяч, что позволяет владельцам электрокаров путешествовать.

У компании большие планы на будущее. Она собирается наладить массовое производство электрических грузовиков и городских электробусов, а также создать полностью автопилотируемое Robotaxi. 

Интеллектуальная собственность Tesla 

Компания уверенно движется к достижению своей цели — популяризации экологичного транспорта. Спрос на электромобили действительно вырос — в 2021 году Tesla захватила 14% объема продаж авторынка. Кроме того, бренд уверенно обгоняет всех конкурентов.

Автопилот

Mercedes-Benz и другие производители автомобилей экспериментируют с производством автономного транспорта с 1980-х годов, но именно Tesla удалось максимально приблизиться к реализации того, что раньше казалось лишь смелой фантазией. Сейчас Tesla Model S или X могут проезжать расстояние до 12 метров без присутствия человека за рулем. Этого достаточно, чтобы занять свободное парковочное место или эффектно подъехать к владельцу. 

Функция «Автопилот» позволяет обладателям Tesla не прилагать усилий для передвижения по прямой в пределах своей полосы и регулировки скорости в зависимости от интенсивности движения. Например, если машина, которая едет впереди, начала тормозить, Tesla сбавляет скорость, чтобы избежать столкновения. 

Приоритетом компании является безопасность, ради нее она готова делать шаги назад и жертвовать технологическим прогрессом. Так, после обновления программного обеспечения до версии 7.1, водитель должен держать руки на руле во время поездки на автопилоте. Ранее этого требования не было и люди безответственно вели себя на дороге, например, пересаживались на заднее сидение, засыпали, читали книги.

Зарядная станция с охлаждением

Tesla Motors создала умную зарядную станцию с системой контроля температур. Электромобиль связывается с ней по беспроводной сети, после чего система подключает штекер к разъему в его днище. В режиме ускоренной подзарядки, когда аккумулятор перегревается, станция включает охлаждение, а в морозы активируется подогрев. Это позволяет заряжать электромобиль сразу же после стоянки на холоде или долгой поездки, не опасаясь порчи аккумулятора.

Автоматическая подкачка шин

Правильно накачанные шины снижают риск поломок транспорта, уменьшают расход топлива или электричества, продлевают срок эксплуатации резины. Давление в колесах желательно проверять ежедневно, но многие водители пренебрегают этим правилом из-за экономии времени. 

В 2022 году Tesla Motors запатентовала систему автоматической подкачки шин для электрического грузовика Semi. Она может самостоятельно контролировать давление в колесах и повышать его до заданных показателей при первой необходимости.

Открытые патенты ради будущего электромобилей

В 2014 году Tesla Motors выложила все свои патенты в открытый доступ. Это решение стало очередным подтверждением того, что учредители компании заинтересованы не в росте прибыли, а в повышении объемов производства электромобилей. 

По словам Илона Маска, ранее Tesla ревностно защищала свою интеллектуальную собственность из-за опасений, что конкуренты начнут использовать ее ради увеличения дохода. В реальности оказалось, что даже у крупнейших корпораций экологически чистые автомобили занимают лишь около 1% от общего объема продаж. Маск считает, то в такой ситуации необходимо стимулировать технический прогресс, держа патенты в открытом доступе. Предприниматель также отметил, что успех Tesla Motors — это не только уникальные разработки, но и талантливые специалисты, поэтому акционерам компании нечего опасаться.

Открытые патенты не означают полный отказ Tesla от интеллектуальной собственности. Компания отмечает, что ее разработки должны использоваться с добрыми намерениями, то есть с заботой о безопасности людей и соблюдением законодательства. Только в этом случае можно не опасаться судебных разбирательств. С Маском поспорил Уоррен Баффет. Об их диспуте мы писали здесь

Читайте в нашем журнале: 

Как Генри Форд победил патентных троллей и отодвинул переход на электромобили на столетие

Электромобиль: новая жизнь старой идеи

Стив Джобс и его патенты

Источник фото: Flickr

Вера Жихарева
Онлайн Патент
#Технологии
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!